3 2 1

"Пять пунктов кальвинизма". Дж. Ситтон

Введение

Отправной точкой нам будет служить Голландия, 1610 год. Яков Арминий, голландский профессор, только что умер, и его учение было изложено его учениками, известными как арминиане, в пяти основных принципах арминианства. До этого момента, церкви Голландии совместно с другими главными протестантскими церквями Европы подписали Белгиское и Хайдельбергское Исповедания веры, каждое из которых непосредственно вошло в учение Реформации. Тем не менее, арминиане хотели изменить единую позицию и представили Голландскому парламенту на рассмотрение свои пять принципов, выраженные в форме протеста. Ниже, в общих чертах, приведены Пять принципов арминианства:

1. Свободная воля или способность человека. Этот принцип учит тому, что человек, не смотря на то, что находится под воздействием грехопадения, все же способен выбирать духовное благо и развивать веру в Бога для принятия проповеди Евангелия и таким образом приобрести спасение.

2. Условный выбор. Этот принцип учит тому, что Бог простирает Свои руки только к тем людям, которые - Он знает об этом или предвидит - ответят на проповедь Евангелия. Бог избрал тех, кто, как Он видел, захотели быть спасенными, имея свободную волю и находясь в природном падшем состоянии, которое согласно первого принципа арминианства, в любом случае, не является полным грехопадением.

3. Универсальное спасение или всеобщее искупление. Этот принцип учит тому, что Христос умер для спасения всех людей, но только в потенциальном смысле. Смерть Христа позволяет Богу прощать грешников, но только при условии наличия их веры.

4. Работа Святого Духа по искуплению может быть ограничена волей человека. Этот принцип учит тому, что Святой Дух, начиная работу, направленную на то, чтобы привести человека ко Христу, может встретить сильное сопротивление, и Его намерения окажутся тщетными. Он не сможет дать жизнь, если грешник не захочет, что бы ему дали эту жизнь.

5. Отпадение от благодати. Это принцип учит тому, что грешник может, в конце концов, потерять спасение. Это, конечно же, логический и само собой разумеющийся вывод из данной системы. Если человек должен проявить инициативу для своего спасения, он должен и сохранить ответственность за конечный результат.

Пять принципов арминианства были представлены государству, а Национальный Церковный Синод был созван в Дорте в 1618 году для проверки учения Арминия в свете Писания. Синод в Дорте в течение семи месяцев провел 154 заседания и, в конце концов, не смог согласиться с тем, что воззрения арминиан соответствуют принципам, изложенным в Слове Божием. Вновь подтвердив позицию, сформировавшуюся в период Реформации и ясно изложенную французским теологом Жаном Кальвином, Синод в Дорте сформулировал свои Пять принципов каливинизма, в противодействие арминианской системе. Иногда их приводят в форме акростиха, составляющего слово '"TULIP"(русск. - тюльпан).

Total Depravity (i.e. Total Inability)

Unconditional Election

Limited Atonement (i.e. Particular Redemption)

Irresistible Calling

>Perseverance of the Saints

1. Полная греховность (т.е. полная неспособность)

2. Безусловное избрание

3. Ограниченное искупление (т.е. индивидуальное спасение)

4. Призвание, которому невозможно противостоять

5. Гарантия святым

Без труда можно заметить, что данный набор принципов абсолютно противоположен Пяти принципам арминианства. Человек совершенно неспособен спасти себя вследствие того, что грехопадение в Эдемском саду было полным грехопадением. Если же он не способен спасти себя сам, то Бог должен спасти его. Если Бог должен спасти, то Он должен быть свободен в выборе того, кого Он хочет спасти. Если Бог решил спасти того, кого Он хочет, то это относится к тем, кого Христос искупил на кресте.

Если Христос умер за них, то Дух Святой действительно призовет их ко спасению. Если начало спасения было от Бога, то и конец будет так же от Бога, а святые будут упорно стремиться к вечной радости.

Это, так называемые, Пять принципов кальвинизма. Теперь мы приступим к их детальному изучению, при этом, прочно опираясь на Слово Божие, и также как и наши предшественники крепко держась «за веру, однажды преданную святым!» (Иуда 1:3). За эту веру мы должны ревностно бороться. Мы должны увидеть истину того, что имел ввиду Чарльз Хэддон Сперджен, когда он сказал: «Нет ничего нового в том, что я проповедую, ни одной новой доктрины. Мне нравится провозглашать эти веские, старые доктрины, которые прозваны кальвинизмом, но которые действительно являются открытой истиной Бога, какова она есть во Иисусе Христе».

1.Полная греховность

Итак, мы приступаем к рассмотрению первого из пяти принципов кальвинизма. И, конечно же, на нас должен производить впечатление тот факт, что эта система начинается с чего-то, что должно быть фундаментальным в вопросе спасения. Таковым является правильное определение положения того, кто должен быть спасен. Если наше суждение о грехе будет поверхностным и неполным, то у нас может быть и неверное суждение о необходимых средствах спасения грешника. Если мы верим в то, что грехопадение человека в Эдемском саду было только частичным, то весьма вероятно нас удовлетворит спасение, которое приписывается отчасти человеку, отчасти Богу. Насколько полны здравого смысла слова Дж. К. Райела, сказанные им по этому поводу! Он говорит: «Не так много ошибочных и ложных доктрин, в происхождении которых нельзя было бы не различить неверное суждение об испорченной природе человека. Неверное мнение о болезни всегда приводит к неправильному выбору лекарств. Неверное мнение об испорченной природе человека, несомненно, повлечет за собой неправильное мнение о великом противоядии и лечении этой испорченности».

Мы полностью отдаем себе отчет в том, что это тот случай, когда теологи Реформации и те, кто сформулировал учение Реформации в данных Пяти принципах Синода в Дорте, основываясь в своих определениях, в первую очередь, на Писании, провозгласили, что природное состояние человека - это состояние полной греховности, и поэтому со стороны человека абсолютно невозможно заработать свое собственное спасение или содействовать ему.

Когда кальвинисты говорят о полной греховности, они не имеют ввиду то, что каждый человек настолько порочен, насколько это вообще возможно, или что человек не способен познать волю Божию или что он не способен творить добро ближнему своему или даже показывать видимую верность Богу в поклонении. Что они под этим подразумевают, так это то, что человек пал в саду Эдемском, и его падение было абсолютным. Вся личность человека была подвержена грехопадению, и грех распространился на всего человека: на его волю, на разум, на любовь - на все его способности. Мы верим в то, что это неопровержимо доказано Словом Божиим, к которому мы сейчас обратимся. Ниже приведены несколько выборочных мест из Писания, которые подтверждают учение кальвинизма о полной греховности.

Библия совершенно ясно учит тому, что человек по своей природе мертв: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Таким образом, мы видим, что люди связаны: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаянья к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:25). Из следующего стиха вытекает то, что человек слеп и глух: «... а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». (Марк 4:11). Мы можем убедиться также в том, что нас невозможно вразумить: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (2 Кор. 2:14). Библия говорит, что мы греховны по природе, (а) от рождения: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7); (б) на деле: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).

Таково природное состояние человека. Тогда мы должны задать вопрос: Может ли мертвый сам себя воскресить? Может ли связанный сам освободиться? Может ли слепой сам вернуть себе зрение и глухойвернуть себе слух? Может ли раб заплатить за себя выкуп? Могут ли душевные вразумить себя сами? Может ли человек греховный по своей природе сам себя изменить? Конечно же нет! Иов спрашивает: «Кто родится чистым от нечистого?» и тут же отвечает: «Ни один!» (Иов 14:4). Иеремия задает вопрос: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои?», и далее он приходит к заключению: «и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23).

Может ли Слово Божие показать нам еще более четко, что эта греховность - абсолютна, и что наша неспособность желать или обеспечивать спасение так же абсолютна? Такое состояние является духовной смертью. Мы подобны Лазарю, пребывающему в своей могиле; мы связаны по рукам и ногам, и гниение распространяется в нашем теле. И подобно тому, как в мертвом теле Лазаря уже не осталось искры жизни, так и в наших сердцах нет «внутренней искры». Но Господь творит чудеса как с физически мертвым, так и с мертвым духовно; ибо оживотворил «и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим» (Еф. 2:1). Спасение, по самой природе своей, должно быть Господним.

2. Безусловное избрание

Наше принятие или непринятие полной греховности в качестве истинного библейского утверждения о природном состоянии человека в значительной степени определяет наше отношение к следующему вопросу, рассмотренному Синодом в Дорте. Тезис о безусловном избрании был сформулирован в Баптистском Исповедании веры 1689 года, цитату из которого мы приводим ниже в кратком изложении. Этот тезис был почти идентично изложен в Вестминстерском Исповедании веры и в Тридцати девяти параграфах Англиканской церкви и другими главными конфессиями.

В Баптистском Исповедании веры говорится: «Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог еще прежде создания мира, согласно Его вечному и неизменяемому намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу, исключительно по Его благодати и любви, без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел, или их верности, или чего-либо иного в людях, что было бы для Бога условием или причиной сделать это» (глава 3, пункт 5).

Доктрина о безусловном избрании следует естественным образом из доктрины о полном грехопадении. Если человек действительно мертв и взят в плен, слеп и т.д., тогда средство выхода из этого состояния нужно искать за пределами самого человека (то есть у Бога). В предыдущей главе мы задавали вопрос: «Может ли мертвый воскресить себя сам?» и на этот вопрос неизбежно должен последовать ответ: «Конечно, нет». Если все же какой-нибудь человек воскреснет от духовной смерти - «родится свыше», как говорит Евангелие от Иоанна - и учитывая то, что он не способен сделать это самостоятельно, мы должны признать, что Бог является Тем, Кто его воскресил. С другой стороны, в связи с тем, что многие люди не «ожили», мы должны, подобным образом, подтвердить, что это произошло потому, что Бог не воскресил их. Если человек не способен спасти себя сам по той причине, что грехопадение Адама было полным грехопадением, и если только один Бог может спасать, и если спасены не все, то из этого следует вывод о том, что Бог не всех избрал ко спасению.

Это не слепая философия, а истина, извлеченная из Священного Писания, построенная на нем, подкрепленная и открытая им. Данная тема является безбрежным океаном, и нам ничего не остается как только процитировать несколько ключевых стихов и отрывков, которые могут быть использованы как карта и компас для движения по этому могучему океану.

История Библии - это история безусловного избрания. Странно, что те, кто противятся этой доктрине не могут понять ее. У некоторых верующих возникают трудности с верой в то, что Бог может пройти мимо одних и избрать других, при том у них нет никаких очевидных причин не верить в то, что Бог призвал Авраама из языческого Ура Халдейского и оставил остальных пребывать в их язычестве. Почему Бог избрал народ Израильский Своим «особым народом»? Нет нужды раздумывать над этим, ибо Второзаконие дает нам ясный ответ: «Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленное всех народов, - но потому, что любит вас Господь» (Втор. 7:7). Почему Бог совершенно игнорировал законы семьи Израиля, выбрав младшего сына Иакова вместо старшего Исава? Снова «обращайтесь к закону и откровению» (Ис. 8:20). В Послание к Римлянам сказано: «... дабы изволение Божие в избрании происходило... Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11-13).

Чем же еще являлась доктрина, которую Иисус проповедовал в синагоге в Назарете, как не доктриной о безусловном избрании? «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту... много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лука 4:25-27). Нам известен результат проповеди нашего Господа, приведенной в этом отрывке: «и повели на вершину..., чтобы свергнуть Его».

Недостаток места не позволяет составить полный отчет о суверенном Божием избрании Его народа, но, тем не менее, истина ясна: «Не вы избрали меня, а Я вас избрал» (Иоан. 15:16); «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:21). «Кого миловать, помилую» (Рим. 9:15); «избрал нас во Христе прежде создания мира», «предопределив усыновить нас» (Еф. 1:4-5) и так далее.

Мы согласны с мнением, что существует «тип избрания», которого сегодня придерживается много верующих. Говоря вообще, оно основывается на Послании к Римлянам (гл. 8, стих 29): «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил» и т.д. Они понимают этот стих следующим образом: Бог предузнал тех, кто собирался принять Христа, и, следовательно, Он «избрал» их к вечной жизни. В противоположность этой точке зрения мы хотели бы заметить, что:

1.О предвидении Божием говорится по отношению к людям, а не по отношению к каким-либо действиям, совершаемыми людьми. В Писании сказано: «Тех, кого предузнал...» и т.п. И снова Бог говорит через Амоса: «Только вас признал Я из всех племен земли» (Амос 3:2). Все это говорит о том, что независимо от совершаемых ими дел, все равно каких добрых или злых, Бог «знал» их, в том смысле, что Он возлюбил их и избрал их быть Его собственностью. Вот таким образом Он предузнал Своих избранных.

2.Нет основания полагать, что Бог избрал нас потому, что Он видел, что мы что-то сделаем, а именно - примем Его Сына. Мы избраны не потому, что мы совершаем это святое дело «принятия» Христа, но для того, чтобы мы смогли «принять» Его. «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

3.Не верным является утверждение, что Бог предвидел тех, кто поверит. В Деянии Апостолов (гл. 13, стих 48) говорится об этом совершенно ясно: «и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Избрание происходит не вследствие нашей веры, наоборот, наша вера является следствием того, что мы были избраны, «предуставлены к вечной жизни».

4.Кроме того, если сказать, что мы развивали веру, принимая Христа, и что Бог предвидел эту веру и поэтому избрал нас, то это только отодвигает нас на шаг назад; ибо возникает вопрос, где тогда мы взяли веру для этого развития? В Писании мы находим ответ: «Сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).

Но мы, вместо того, чтобы выступать против подобных положений должны поступать так, как повелевает нам Дух Святой через апостола Петра: «старайтесь делать твердыми ваше звание и избрание» (2 Пет. 1:10).



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Братья и Сестры!Прошу помолитесь за моего друга Алексея Пехт...
    От кого: Виктор
  • Молитвенные нужды
    Прошу поддержать в молитве о освобождении моей сестры из тем...
    От кого: Светлана
  • Молитвенные нужды
    Очень прошу помолиться за финансы в нашей семье, чтобы Папоч...
    От кого: ИС

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика