3 2 1

"Пять пунктов кальвинизма". Дж. Ситтон

3. Ограниченное искупление

Это третье положение не только главное из всех пяти, но и также главный факт в Евангелии - это цель смерти Христа на кресте. И это не случайно. Теологи, отстаивающие истины Протестанской реформации от нападок арминиан, в своих формулировках следовали Библейской линии и логике и достигли основной точки опоры спасения. Прежде всего они задавали вопрос: «Кто должен быть спасен?», и ответом было: «Человек». Но Библия учит нас о том, что человек в своем природном состоянии совершенно не способен спасти самого себя. Таким образом, у нас есть учение Библии о том, что человек находится в состоянии абсолютной греховности или же полной неспособности. Далее, так как некоторые люди, несомненно, спасены, значит именно Бог спас их в отличие от всего остального человечества. Об этом избрании мы читаем: «дабы изволение Божие в избрании происходило...» (Рим. 9:11). Однако это избрание только «указывает дом, куда должно направится спасение», как пишет об этом Сперджен; и полное, совершенное и удовлетворяющее искупление до сих пор требовалось для искупления грехов избранных людей, так чтобы Бог мог быть не только Спасителем, но и «Богом праведным и спасающим» (Ис.45:21). Это искупление было, как мы все признаем, совершено через добровольную смерть Христа на кресте, где Он пострадал от правосудия справедливого Бога и совершил спасение, которое Он, как Спаситель, предопределил. На кресте, и мы все это безусловно понимаем, Христос понес наказание и совершил спасение.

Возникает вопрос: чье наказание Он понес и чье спасение Он совершил? Существуют три пути, по которым мы можем двигаться для понимания этого вопроса:

  1. Христос умер для спасения всех людей без какого-либо различия.
  2. Христос умер не для спасения кого-либо конкретно.
  3. Христос умер для спасения определенного количества людей.

Первой точки зрения придерживаются «универсалисты», а именно точки зрения, заключающейся в том, что Христос умер для спасения всех людей, и что, как они логично предполагают, все люди будут спасены. Если Христос заплатил долг за грехи, спас, выкупил и отдал Свою жизнь за все человечество, то значит, все люди спасены. Второй точки зрения придерживаются арминиане: Христос совершил потенциальное спасение всех людей. Христос умер на Кресте, считают сторонники этого взгляда, и хотя Он и заплатил долг за наши грехи, Его труд, совершенный на кресте, не станет действенным до тех пор, пока человек не «примет решения в пользу Христа» и, таким образом, не получит спасения. Третьей точки зрения придерживаются кальвинисты, и она заключается в том, что Христос несомненно и действенно спас определенное количество грешников, заслуживающих ада, на ком Отец остановил Свою любовь, основанную на свободе выбора. Сын оплатил долги сих избранных и оправдал их пред судом Отца и вложил в них Свою праведность, так что они совершенны в Нем.

Но смерть Христа может быть основой только для одного из этих трех аргументов: для спасения всех людей, не для спасения кого-либо конкретно или для спасения определенного количества людей. Третий аргумент - это тот, которого придерживаются кальвинисты, и который называется обычно «ограниченное искупление или индивидуальное спасение».

Христос умер для спасения определенного количества грешников, тех, кого «избрал в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4), кого Отец «дал Ему» (Иоан. 17:9), о ком Он сказал, что пролил за них Свою кровь: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:28).

Мы утверждаем, что эта последняя точка зрения, определяет цель прихода Христа на землю и Его смерти на кресте: «и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21); не иудеев, разумеется, так как иудеи не спасаются как весь народ. Иисус «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Кого имеет в виду Дух Святой, когда говорит «нашего»! Мир? Если так, то значит универсалисты правы, ибо в таком случае Христос был «предан за грехи (мира) и воскрес для оправдания (мира)» (Рим. 4:25); таким образом, мир оправдан пред Богом. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). С другой стороны, это может означать, что потомки Адама умирают в Адаме, что собственно и происходит, ибо «смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12), но все потомки Христа - Церковь, за которую Он предал Себя -ожили в нем. Почему? Разумеется потому, что Он отдал Себя за них! «Через познание Его Он, Правденик, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:11). И когда Он совершит это, будучи повешен на кресте, говорит пророк Исайя в величайшей главе своего пророчества, в главе 53, «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Подвиг Его души, который Он совершил, излив душу Свою, предлагая ее за наши грехи, произведет рождение духовных детей для славы Его имени; и Он будет смотреть с довольством, когда увидит Свой труд завершенным.

Мы не должны упускать из вида тот факт, что некоторые места Писания упоминают «мир», и многие используют их в качестве отправной точки в рассуждении о вопросе спасения. Однако, если мы сравним отдельные места Писания, то увидим, что при употреблении слова «мир» не всегда имеется в виду «все мужчины и женщины в мире». «Видите, весь мир идет за Ним», - говорили об Иисусе; однако же, не каждый «шел за» Христом. Это выражение означает «всякого рода люди», а именно как иудеи, так и язычники. Этот важный вопрос должен всегда говорить о Божественном намерении: действительно ли Бог намеревался спасти всех людей, или нет? Если Он не намеревался спасти всех людей без исключения, но только избранных, тогда труд Христа на кресте увенчался величайшим успехом, и мы верим тому, что «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» (Иоан. 6:37). Если же, с другой стороны, Божиим намерением было спасти весь мир, тогда искупление, совершенное Христом, было величайшим провалом, ибо огромное количество людей не были спасены. Христос заплатил за наши долги! Чьи долги? Долги мира или долги избранных? Разумеется, если человек искуплен своим спасителем, тогда закон, который он нарушил, должен быть удовлетворен, ибо долг погашен Поручителем от его имени.

Если Ты совершил мое освобождение,

И добровольно вместо меня

Терпел всю ярость Божью,

Бог не потребует двойной оплаты:

Сначала за кровоточащие руки моего Поручителя,

А потом за меня.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика