3 2 1

"Пять пунктов кальвинизма". Дж. Ситтон

4. Благодать, которой невозможно противостоять (непреодолимая благодать)

Данный, четвертый принцип кальвинистского вероучения вновь является логическим выводом из предыдущих принципов. Если люди не способны спасти себя сами вследствие греховной природы, и если намерением Бога было их спасение и Христос совершил его, то из этого логически следует, что Бог должен обеспечить средства для того, чтобы призвать людей принять это спасение, совершенное Им. И хотя кальвинистская теологическая система очень логична, все же это нечто большее, нежели просто логичная система. Это система чистого библейского вероучения, твердо стоящего на Слове Божием. Содержащаяся в нем доктрина о благодати, которой невозможно противостоять, не является изобретением людей, создавших Пять принципов кальвинизма на Синоде в Дорте, а является откровением, найденным в Святом Слове Божием. Например, Послание к Римлянам: «А кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим. 8:30). Бог не только избирает людей для спасения, но Он также призывает тех, кого Ему хочется избрать.

Что означает благодать, которой невозможно противостоять? Мы знаем, что когда призыв евангельский звучит в церкви или на улице, или при чтении Слова Божиего, не каждый внемлет этому призыву. Не каждый осознает грех и не каждый чувствует нужду во Христе. Это объясняет тот факт, что существуют два вида призыва. Существует не только внешний призыв, но и призыв внутренний. Внешний призыв может быть описан, как «слова проповедника», и когда этот призыв раздается, он может действовать разными способами в различных сердцах и приводить к различным результатам. Единственное, что он не может, так это вести работу спасения в душе грешника. Для того, чтобы совершить труд спасения, внешний призыв должен сопровождаться внутренним призывом Святого Духа Божиего, ибо именно Он убеждает в «грехе, правде и суде» (Иоан. 16:8). Если Дух Святой призывает мужчину или женщину, или подростка по милости Своей - это призвание, которому невозможно противостоять и помешать, это проявление непреодолимой благодати Божией.

Доказательство этому мы снова и снова находим в Божием Слове Жизни, например, в следующих стихах и отрывках:

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37). Обратите внимание на то, что речь идет о тех, кого Отец «дал Христу» - избранные, которые «придут» к Нему, и когда они придут к Нему, они не будут «изгнаны вон».

«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Иоан. 6:44). Здесь Господь просто говорит о том, что людям не возможно придти к Нему самим, Отец должен «привлечь» их.

«Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Иоан. 6:45). Люди могут слышать внешний призыв; но только «научившиеся от Отца» отзовутся на этот призыв и придут ко Христу. Так, мы читаем о Симоне Петре: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф. 16:17).

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14).

«Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал. 1:15).

«Но вы - род избранный ... дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе...» (1 Пет. 5:10).

Одной из выдающихся иллюстраций этого учения о непреодолимой благодати или о действенном призвании, конечно же, является случай, о котором мы читаем в Деянии Апостолов, в 16 главе. Апостол Павел проповедует Евангелие группе женщин на берегу реки в Филиппах, и в это время «одна женщина, именем Лидия, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:14). Павел, проповедник, обращается к слуху Лидии - внешний призыв; но Господь обращается к сердцу Лидии - внутренний призыв действенной благодати.

Арминиане верят в то, что человек может сопротивляться и сопротивляется призыву Евангелия Божиего, и поэтому они утверждают, что доктрина о непреодолимой благодати не может существовать. Мы верим в то, что человек не только может сопротивляться Евангелию Божиему, но в силу самой своей природы он должен сопротивляться этому. Вот почему должна существовать такая доктрина, как доктрина о благодати, которой невозможно противостоять. Другими словами, на нас должно быть оказано какое-то воздействие более сильное, чем наша природа, более сильное, чем наше сопротивление, способное вызвать возрождение нашей души, иначе мы обречены навечно, потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего» (1 Кор. 2:14).

Существуют три великие силы, действующие в вопросе спасения человека:

  1. Воля человека
  2. Воля дьявола
  3. Воля Божия.

Чья воля одержит победу? Если воля Божия не является победоносной в вопросе нашего спасения, тогда должно быть это воля дьявола, ибо дьявол сильнее, чем мы. Томас Ватсон, знаменитый пуританин 17-го столетия ярко описал этот вопрос следующими словами: «Бог мчится в Своей колеснице Евангелия и одерживает одну победу за другой... Он побеждает гордость в сердцах, заставляет волю, которая не сдавалась как Форт Роял, уступать и подчиняться Его благодати. Он заставляет каменные сердца обливаться кровью. О, этот мощный призыв! Почему же некоторые люди говорят только о моральном убеждении? Разве Бог при обращении грешника только вразумляет его морально и не больше? Если Бог при обращении убеждает только изменить мораль и не больше, значит тогда Он употребляет силы для спасения человека не больше, чем дьявол для уничтожения его». Итак, чья воля одержит победу? Наша? Но разве наша воля не сопротивляется Господу как «Форт Роял»; «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан. 5:40). Воля дьявола? В таком случае кто же тогда будет спасен, ибо его воля сильнее нашей. Но вот явилось Евангелие «сильнее, чем сила», одерживая победу, мчась в колеснице Его; и Он побеждает! Он побеждает Сатану, а так же он побеждает и слабого человека, во славу Своей действенной благодати.

5. Гарантия святым (неотступность святых)

И, наконец, последний тезис - гарантии святым. И снова для краткости изложения давайте обратимся к Баптистскому Исповеданию веры, которое находится в согласии по этому пункту с другими историческими Исповеданиями веры. В нем говорится: «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, кого действенно призвал и освятил Своим Духом и кому даровал драгоценную веру, не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но пребудут в нем до конца, и обретут вечное спасение, увидя дары и призвания Божий».

Давайте снова убедимся в том, что это в точности то, о чем учит Писание: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? ... Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь ... ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:29 и далее).

Нам следует признать тот факт, что все, что было сделано теми, кто обсуждал эти вопросы на Синоде в Дорте (или же теми, кто учит подобным образом) было изложено в систематической форме и явилось маленьким компасом учения Евангелия Божиего о свободной и суверенной благодати. Если человек не может спасти сам себя, тогда Бог должен спасти его. И если не все спасены, значит, Бог не спас всех. Если Христос уплатил за грехи, то значит, Он уплатил за грехи тех, кто спасен. Если Бог намеревается совершить спасение во Христе в сердцах тех, кого Он избрал для спасения, тогда Бог и обеспечит средства для эффективного его свершения. Следовательно, если Он предопределив для спасения, умер, чтобы спасти и призвал для спасения тех, кто никогда не сможет спасти себя сам, то Он также и сохранит спасенных для вечной жизни во славу Своего Имени.

Таким образом, за полной греховностью, безусловным избранием, ограниченным искуплением, действенным призванием следует гарантия святым. «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Слово Божие изобилует ссылками на эту благословенную истину. «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан. 6:39). «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:28). «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

Отличительным признаком верующего является то, что он принадлежит Христу, что он настойчив в совершении дел Христа, что он «старается делать твердым его звание и избрание» (2 Пет. 1:10). Верующий во Христа может впасть в искушение, но Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10:13), так что верующий будет участвовать в делах, подобающих его спасению во славу Христа. Как чудесные стихи из Послания к Римлянам (гл.8, стихи 28-39), демонстрирующие божественную логику в божественном вечном спасении; этой логике следует и кальвинизм. Спасение, которое является намерением и целью Бога, должно быть закончено совершением Его великого замысла, заключающегося в том, что те, «кого Он предузнал», навеки соединены со своим Спасителем.

Заключение

Это был краткий обзор учения, который иногда называют кальвинизмом. Оно далеко от выдумок человека, это - доктрина, ясно сформулированная и изложенная в Слове Божием.

Все же необходимо поднять этот вечный вопрос: «Препятствует ли кальвинизм делу Евангелия?». Одного быстрого взгляда на историю церкви Христа в этом мире будет достаточно для того, чтобы убедиться в том, что подобное мнение безосновательно. Евангелие Христа имело больший успех там и тогда, когда народ Господень заключал эту доктрину о благодати в своих сердцах. Мы помним о том рвении, которое побудила Вильяма Кэрея покинуть свою обувную лавку и отправиться в Индию для проповеди учения Христа. Кэрей был убежденным кальвинистом, как и Эндрю Фуллер, великий баптистский проповедник, который помогал Баптистскому Миссионерскому Обществу. Давайте обратимся к словам благочестивого Дэвида Брайнерда, человека верившего, что краснокожие индейцы Америки так же как и белые имеют душу; «У меня два страстных желания, - пишет он в своем журнале, - мое собственное освящение и объединение избранных Божиих». Одним из величайших евангелистов последнего времени был кальвинист Джордж Уайтфильд; его кальвинизм никогда не мешал ему проповедовать Евангелие Христа. О нем были сказаны следующие слова: «С божественным пафосом он увещевал грешников обратиться ко Христу».

Кальвинизм, если мы можем использовать это слово и нас поймут не превратно, являлся религиозным убеждением Роберта Мюррея МакЧейна, а так же Эндрю Бонэра и Вильяма Бернса, величайших лидеров возрождения и миссионерства в Китае. Мученики, реформаторы, лидеры церкви Христа на земле, говоря о своих религиозных убеждениях, которые они проповедовали и за которые умирали, провозглашали спасающую благодать Божию для Его избранного стада. Разве можно всех их перечислить? Лютер, Кальвин, Тиндейл, Латимер, Нокс, Висхарт, Перкинс, Рутерфорд, Буньян, Оувен, Чарнок, Гудвин, Флэвэл, Ватсон, Генри, Воттс, Эдварде, Уайтфильд, Ньютон, Сперджен - всего лишь небольшая, но внушительная армия свидетелей истины суверенной благодати. Являлось ли помехой их труду для Господа то, во что они верили? И во что они верили? Они верили, что Бог - это суверенный Господь. Они не боялись верить, что они поклоняются и служат Богу, который «совершает все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).

Как хорошо сказал об этом король проповедников Чарльз Хэддон Сперджен: «Я знал людей, кусающих свои губы и скрипящих зубами от гнева, когда я проповедовал о суверенитете Бога... Доктринеры сегодняшнего дня признают Бога, но, по их мнению, Он не должен быть Царем». Мешали ли религиозные убеждения Сперджена проповеди Евангелия? И тем не менее многие восстали против него из-за его доктрины! «Нас осуждают за преувеличение, - говорил он, - едва ли священник смотрит на нас или отзывается о нас благожелательно; и все это происходит потому, что мы придерживаемся здравых взглядов о верховном суверенитете Бога, о Его божественных избранниках и особой любви к Его народу».

Возможно, слова этого гиганта церкви должны быть использованы в качестве заключительного увещевания для того, чтобы заложить крепкую основу этих благословенных истин Слова Божиего и возвещать их во славу Имени Его. «Старая истина, которую проповедовал Кальвин, которую проповедовал Августин, которую проповедовал Павел, эта та истина, которую я должен проповедовать сегодня, иначе я буду нечестен по отношению к своей совести и своему Богу. Я не могу изменить истину, я не знаю такого средства, которое могло бы сгладить острые края доктрины. Проповедь Джона Нокса - это и моя проповедь, та проповедь, которая прогремела по всей Шотландии, должна снова прогреметь и в Англии». Аминь и Аминь.

В.Дж.Ситон служитель Реформаторской баптиской церкви,

Шотландия, Инвернесс



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Прошу вас, помолитесь за то, чтобы Господь услышал мой крик ...
    От кого: Алёна
  • Молитвенные нужды
    Прошу вас, помолитесь за то, чтобы Господь услышал мой крик ...
    От кого: Елена
  • Молитвенные нужды
    А что за дух нищеты? Разве такой есть? В библии не встречал...
    От кого: эльмира

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика