3 2 1

Сущность христианства. В. Марцинковский

Шотландский ученый Генри Друммонд делает глубокую попытку наукообразно понять учение Христа о возрождении в своей книге “Естественный закон в духовном мире”. Жизнь во всей видимой природе появляется и существует по определенным законам. Так, например, все живое рождается от живого (omne vivum ex vivo) — это закон так называемого биогенезиса.

Все существующее в природе делится на три царства:

1) царство неорганическое (минералы),

2) царство органическое (растения, животные),

3) царство духа.

Не существует перехода из одного царства в другое в порядке восхождения. Минерал не может подняться до царства органического. Алмаз не может сделаться розой. Роза не может развиться в ласточку. Не существует эволюции подобного рода. Человек не может своим личным усилием достигнуть царства духа. Но существует обратный процесс — в порядке нисхождения. Роза опускает свои корни в царство минералов; она тянет из него нужные ей соки и претворяет их в свое существо, в розу. Такой же процесс происходит между животными и растениями. По тому же закону открывается человеку царство духа. Оттуда, из горнего мира, должна простереться в темное царство человеческого существования некая рука. Она должна поднять его, “сублимировать” до высшего состояния, до царства духа.

Физическая жизнь есть общение организма с окружающей средой, с элементами природы: воздухом, светом, пищей. Ослабевает это общение — организм заболевает. Прекращается — организм умирает.

Духовная жизнь есть общение с природой духа, с Богом.

Человек, как сказано, сам по себе не может достигнуть жизни в Боге. Он не может сам себя родить. Он может быть лишь рожденным. Все его попытки, домогания, порывания ввысь напоминают действия фонтана. Последний мечет воду вверх. Вот она рассыпалась жемчугом в лазури. Но она сейчас же и падает назад, вниз, низвергается в грязь земли... Все старания привить человеку благородные качества и навыки, так называемые добродетели, помимо рождения свыше, — подобны увешиванию рождественской елки яблоками и золотыми орехами. Такова мысль Амоса Коменского, великого чешского педагога 17-го века. Яблоки украшают елку, но расти они могут только на яблоне. К подобному разукрашиванию человека сводится вся, так называемая, цивилизация, внешняя дрессировка дикаря, позолота, которая сползает со временем. “Поскобли русского, найдешь татарина”, говорил Пушкин. Современный кризис, банкротство гуманности, нравственное падение человека — это и есть цивилизация без культуры, без внутреннего культа, истинного почитания святыни Божества, христианство без Христа, христианизация, религиозная форма без духа и жизни. Этот кризис в наши дни морем крови и слез подтверждает великую правду Евангелия: “Должно вам родиться свыше”.

И весь вопрос в том: как этого достигнуть?

“Как это может быть?” спрашивает Никодим Христа. И Христос отвечает: “Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?”

Необходимость возрождения и путь к нему были открыты в Ветхом Завете, и потому каждый учитель Израилев должен был знать ответ на только что приведенный вопрос Христа. Как мы уже сказали, духовное возрождение составляет столько же сущность подлинного христианства, сколько и истинного иудейства. Оно было ожиданием каждого подлинного израильтянина. О нем воз вещали священные символы и обряды ветхозаветного богослужения. Душа ветхозаветного человека жаждала возрождения, единственно могущего радикально, существенно обновить ее. Об этом молился пророк Давид словами своего покаянного Псалма:

"Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня".

О возрождении говорят пророки; через них Бог обещал дать Израилю Новый Завет, сущностью которого должно быть возрождение человека. В книге пророка Иеремии 31:31-33 сказано:

"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его".

В книге пророка Иезекииля 36:24-27:

"И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших... и дав вам новое сердце и новый дух дам вам".

Заметим, — те же слова и в том же порядке стоят в беседе Христа с Никодимом: “кто не родится от воды и Духа”... т. е. кто не пройдет через очищающие воды покаяния и не примет начало новой жизни свыше, тот не может войти в Царство Божие. В следующей, 37-ой, главе того же пророка Иезекииля говорится о грядущем воскресении Израиля по действию Духа Божия. Оно начнется с восстановления физического: сблизятся рассеянные кости, они покроются кожею и плотью; но душа народа воскреснет лишь тогда, когда повеет на нее Дух жизни, Дух животворящий.

“Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... И вложу в вас Дух Мой, и оживете”.

Все эти великие откровения были даны в Ветхом Завете; отсюда тон упрека в словах Христа к Никодиму, учителю Израилеву.

Этот укор может быть обращен и ко всем вождям еврейского народа нашего времени, поэтам, раввинам, представителям науки, искусства и религии, ко всей интеллигенции Израиля: “Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Не знаешь истинного пути к исцелению и возрождению народа, изнывающего в тысячелетних страданиях?” Подобный укор за незнание или отвержение этого пути может быть обращен к интеллигенции каждого народа в наши дни мирового кризиса.

Есть две стороны в проблеме возрождения: Божеская и человеческая, запредельная и земная (трансцендентная и эмпирическая), потусторонняя, непостижимая, таинственная — и ее практическое проявление в опыте этого мира. Подобно этому и в обычном, естественном рождении человека есть видимая сторона, и есть нечто непостижимое, а именно, - тайна появления сознания, возникновение души в новорожденном организме.

Христос, говоря о духовном возрождении, касается и сверхъестественной стороны этого факта. Кстати, скептики всех времен ставят вопрос относительно запредельного мира. Они говорят: “Кто был там? Кто когда-либо пришел оттуда, чтобы компетентно и авторитетно засвидетельствовать о том, что он видел?” И вот Христос в данном случае отвечает и на этот вопрос:

"Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном (т. е. о запредельном, метафизическом)? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесе".

И вот что должен был сделать Бог для искупления и возрождения человека. Нужно было восстановить живую связь, общение человека с Богом и для этого устранить грех, лежащий преградой между человеком и Богом. Нужно было прийти Искупителю и взять на Себя грех мира, умереть для искупления его вины. И об этом также даны в Ветхом Завете откровения в прообразах и пророчествах, касающихся страданий Мессии (например, в 53-ей гл. Исаии). Христос говорит о Божественной стороне искупления в беседе с Никодимом, ссылаясь на опыт Ветхого Завета:

"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"

Поистине, это тайна, превосходящая наш разум. Но справедливо говорит по этому поводу профессор Друммонд: “Лучше два года не понимать тайны искупления, чем один день не быть прощенным”. И неужели мы признали бы разумным рассуждение голодного человека, который сказал бы: “Я не буду принимать пищи, пока не пойму всех процессов пищеварения, всех физиологических и психических фактов, его сопровождающих”.

Сущность Евангелия есть любовь Бога, желающая дать человеку новую жизнь, жизнь истинную, вечную. Сам Христос в данной беседе выражает эту сущность словами: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".

Такова любовь Бога к человеку, и она непостижима. Но любовь надо не понять, а принять. И практические результаты этого принятия являются лучшим доказательством истинности Евангелия.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика