3 2 1

Сущность христианства. В. Марцинковский

Каковы же эти жизненные результаты?

Они определены в только что приведенном изречении Евангелия одним словом: жизнь, жизнь неумирающая, вечная, подлинная, истинная жизнь.

Мы уже сказали, что временная, телесная жизнь есть общение организма с преходящими, материальными веществами природы.

Ясно, что жизнь духовная, вечная есть общение человека с духовным и вечным началом, которое есть Бог. Только Он может сообщить нашему разуму истину, нашему чувству — красоту, нашей воле — добро. Их полнота, полное воплощение даны во Христе. Поэтому, принимая Христа, мы на опыте, практически приобщаемся Истине, Красоте и Добру.

Мой личный опыт, пережитый мною в период моего студенчества, в 1904-ом году, привел меня к этой новой жизни. Это случилось в России, недалеко от Ленинграда, на берегу Балтийского моря. Там, в тишине соснового леса, в высоком храме природы, душа, терзаемая сомнениями, на жизненном перепутье, нашла во Христе прощение, мир, силу и свет, обрела новую жизнь. Таков был результат молитвенного обращения к Отцу во имя Сына, отдания себя и своей воли Христу.

Это не субъективное только переживание отдельных единиц, — это опыт неисчислимого количества людей из разных племен и народов, опыт объективный, исторический, вселенский. И в этом состоит прагматическое (данное в жизненном опыте) доказательство истинности христианства. В свое время русский профессор истории М.Н. Петров показал в своей лекции “Евангелие в истории”, что благая весть о восстановлении достоинства человека в корне подорвала языческий быт, устранила рабство, унижение женщины, внесла новые понятия и устои в социальную жизнь, дух любви и правды в международные отношения. Жизнь изменялась до неузнаваемости там, где Евангелие принималось. Эту преображающую силу Евангелия мы можем видеть и теперь, наблюдая культурную жизнь отдельных народов. Чем больше Евангелие распространено и принято в данном народе, тем выше его нравственная жизнь, его социальные отношения, трезвость, чистота, гуманность.

Дарвин, посетивший в тридцатых годах прошлого столетия Огненную Землю, был подавлен низким уровнем жизни дикарей, — детоубийством, человеческими жертвоприношениями, развратом. Через несколько лет он вновь посетил этот остров, и теперь он был поражен нравственной переменой, происшедшей в туземном населении. Она оказалась результатом проповеди Евангелия. С тех пор и до конца своей жизни Дарвин поддерживал материально миссию, которая работала на Огненной Земле.

Здесь уместно будет вспомнить, как один просвещенный атеист посетил подобную страну. Беседуя с туземцами, он с насмешкой говорил о вере во Христа, как о предрассудке отсталых людей. И вот что ответил ему его собеседник: “Если бы ты пришел сюда к нам десять лет тому назад, мы убили бы тебя, сжарили на огне и съели. И если теперь ты можешь уйти отсюда целым, подобру-поздорову, так это только потому, что мы вот уже несколько лет как приняли веру во Христа и Его учение правды и любви”.

С другой стороны, отрицание Христа, отвержение Евангелия любви, устранение его из семьи и школы приводит к нравственному одичанию современного, так называемого, цивилизованного человека, возвращая народы к первобытному эгоизму, жестокости, неся миру хаос и разрушение. Там, где нет духовного возрождения, там неизбежно происходит роковой процесс духовного вырождения, и он неудержимо увлекает современное человечество в бездну. Только Христос может остановить этот духовный распад, дать новую жизнь.

И теперь практический вопрос: что же нам делать, чтобы родиться свыше, чтобы получить новую жизнь? Христос отвечает на этот вопрос. Наша роль в том, чтобы верить в Него, иметь веру в Него — личную, сознательную, живую, верить не только догматически, но и практически, — обратиться к Нему и принять Его верою.

Что же такое обращение ко Христу? По словам американского психолога Вильяма Джеймса, обращение есть акт воли, в результате которого Христос начинает занимать центральное место в сознании человека. Ведь, Он, Христос, образ совершенного человека, есть в каждой человеческой душе, хотя и в разной степени. Ибо Он есть “свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Он не нов и не чужд ни для еврея, ни для язычника. Мы все созданы по Его образу. Поэтому-то мог сказать Достоевский: “Находя Христа, мы находим себя”, свое подлинное существо, свою сущность. Обратиться значит вернуться в должное, нормальное состояние, при котором Христос, смутно ощущаемый каждым человеком в отдаленных, вторичных слоях сознания, начинает занимать первое место в сердце. Обратиться — значит возвратить Христа на престол, провозгласить Его Царем и Господом всего нашего существа, всей нашей жизни, так чтобы Он мог безраздельно царствовать в нас и во всей нашей воле, направлять и одухотворять светом любви и правды все наши практические отношения — к людям, к материи, ко всей твари, ко всему миру.

Необходимость обращения диктуется нашими внутренними стремлениями и жизненными потребностями. Его требует и наш разум. К нему зовет простая логика. “Бог существует”, “Христос жив” — такие “суждения о существовании” логика называет суждениями экзистенциальными, и она, наука о человеческом мышлении, утверждает, что убедиться в истинности подобных суждений можно только опытом. В данном случае таким опытом является обращение. Чтобы прийти ко Христу, надо хотеть Его. Чтобы хотеть Его, надо иметь веру в Него. Чтобы иметь эту веру, надо убедиться, что Он достоин доверия. К этому приводит знакомство с Его Личностью. Его учением и делами. С этого и надо начать, обратившись к оригиналу, к Евангелию, которое повествует о Нем, раскрывая перед нами обаяние, благоуханную красоту Его характера.

Повторяю: сущность христианства — она же и сущность иудейства. Найдя ее, мы найдем ключ к разрешению еврейского вопроса, а равно и всечеловеческой проблемы о жизни, достойной человека.

В колонии Айн-Харод, в Галилее, я видел в коммунальной столовой на стене картину, изображающую пророка Иезекииля: старец размышляет над полем, усеянным костями. Нарисовал ее один из членов колонии, желая изобразить духовное состояние еврейского народа в наши дни. Он взял для этого сюжет, изложенный в 37-ой главе книги упомянутого пророка. Там сказано, что кости — это дом Израилев. Повинуясь высшему зову, эти кости начинают сближаться, покрываться плотью и кожею, напоминая тот процесс восстановления Израиля, который в известной степени осуществляется сионистским движением, поскольку оно воистину является движением на Сион. Но — “духа еще нет в них”, в этих костях, и вот, в обретении Духа, в обновлении свыше и состоит ближайшая очередная задача, ближайший шаг для восхождения на Сион, на высоты духа.

Без этого возрождения и Израиль, и все человечество приходит в тупик и безысходную трагедию. Эта трагедия — Израиль без Мессии, сионизм без Сиона, христианство без Христа, человек без своей сущности. Без нее он может только прозябать, гибнуть и губить. Ибо Мессия — это Тот, через Которого “все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. Только через Него мы приходим к Богу, как Он Сам сказал: “Я — путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Прийти же к Богу, значит прийти к сущности бытия, возвратиться к Тому, Кто говорит о Себе: Я — Сущий, приобщиться к истинному бытию, к вечному источнику мудрости, красоты и творческой силы”.

Лекция кончилась. Время прошло незаметно. В комнате царила глубокая тишина. Я не видел лиц своих слушателей. Они не видели меня. И в этом было своеобразное преимущество. Легче было сосредоточиться, как признали сами слушатели. Я со своей стороны чувствовал особенную свободу, — для передачи мысли “от сердца к сердцу”. Некогда Никодим приходил ко Христу ночью. Верю, что и в этот вечерний час душа Израиля пережила внутреннюю встречу, касание души с Тем, для Кого она создана.

Мы разошлись спокойно по домам. Звездное небо, полное красоты и тайны, осеняло нас ласковым летним теплом.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Прошу вас, помолитесь за то, чтобы Господь услышал мой крик ...
    От кого: Алёна
  • Молитвенные нужды
    Прошу вас, помолитесь за то, чтобы Господь услышал мой крик ...
    От кого: Елена
  • Молитвенные нужды
    А что за дух нищеты? Разве такой есть? В библии не встречал...
    От кого: эльмира

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика