3 2 1

Благодать действует. Дадли Холл
"Служение без манипулирования"

ЛОВУШКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Веками сбитые с толку христианские служители использовали мирские методы, чтобы побуждать верующих вести особенным образом. Любое воззвание к простым человеческим добродетелям, таким, как сочувствие, доброта, или щедрость обесценивают тот факт, что новозаветный христианин должен поступать по духу. Это говорится не к тому, что человеческие добродетели плохи, а к тому, что они находятся в стороне, когда речь идет о духовной мотивации. Вся цель нового завета - укрепить внутреннего человека, так чтобы верующий действовал прежде всего из духа, слушаясь Божьих подсказок. Но манипулирующее, прельщающее служение игнорирует эту основополагающую истину, и вместо этого взывает к нашим ненадежным человеческим эмоциям.

На тот случай, если вы начинаете думать: "Ну, эта глава ко мне не относится, она для профессиональных служителей", подумайте еще раз. Помните: мы все призваны быть священниками. Все мы призваны свидетельствовать другим, заводить учеников, назидать своих друзей христиан, участвовать в работе церкви. И все мы, будь то профессиональные проповедники, персонал офиса церкви, члены совета, учителя или технический персонал, можем попасть в ловушку и применять манипулирование для достижения целей нашего служения. Когда мы слишком серьезно ставим перед собой задачу распространения евангелия, у нас появляется возможность делать это неправильным путем.

Каковы некоторые обычные приемы манипулирующего служения? Некоторые служители для достижения цели правильного религиозного поведения использовали способ смущать людей, публично выставляя их, если они не выполняют принятые нормы. Например, не доводилось ли вам давать деньги под давлением манипулирования только потому, что вы не хотели попасть в неудобное положение?

Я помню случай, когда церковь, которую я посещал, собирала деньги на строительный проект. Мы с женой, вместе с несколькими другими семейными парами, были приглашены на очень милый банкет, устроенный организацией, занимающейся сбором средств.

На банкете я заметил, что все пары были примерно одной возрастной и социо-экономической группы. У нас у всех было примерно одно и то же количество детей, одинакового возраста. и мы все были, в основном, со сходным образованием. В большинстве аспектов мы были ровней.

За ужином нас оповестили о готовящемся проекте. Заранее было подготовлено, что некоторые пары поделятся словом свидетельства. Встали первые муж и жена. Они сказали, что после долгих молитв, они решили дать пять тысяч долларов на проект. Вторая пара подтвердила, что они тоже сильно верят в проект. Они собирались продать свою яхту и дать семь тысяч долларов на проект. Третья пара упомянула что-то насчет предстоящего семейного отдыха и дала нескольких тысяч долларов на проект. Затем наступило неловкое молчание, и все сидели и ждали, не захочет ли кто-нибудь еще встать и взять на себя обязательства.

Могу сказать: при том, что участвовать в этом проекте было желанием моего сердца, мне было трудно в тот вечер слышать голос моего внутреннего человека - было слишком много внешнего давления. Конечно, я не хотел, чтобы на меня смотрели как на единственного, не пожелавшего уделить денег на строительство. Я не хотел, чтобы обо мне думали, что я не справляюсь с управлением своими финансами и у меня не остается ничего для даяния. Я не хотел, чтобы кто-то думал, что я не желаю ничего продавать из своего имения, чтобы дать на проект.

Я часто думал, что бы случилось, если бы я помолился и почувствовал, что Бог мне сказал: "Ты должен дать сто долларов". Хватило ли бы у меня мужества встать после того, как все мои сверстники дали так много, и сказать уверенно и радостно: "В послушании Богу мы с женой собираемся дать сто долларов"? Со всей честностью должен сказать вам, что мне было бы нелегко сделать это. Я бы очень сильно стеснялся!

ЧЕТЫРЕ СТРАХА

Вы можете сказать в ответ на ту ситуацию: "Ну, Дадли, это твоя проблема. Тебе следовало быть поувереннее.."

Согласен. Но в этом и заключается манипулирование, не так ли? Оно обращается к нашим страхам и нашей неуверенности.

Я даже заметил, что некоторые зацепки делают нас особенно уязвимыми для манипулирования. Все они связаны с различными видами страха, которые управляют плотским человеком. Их можно разделить следующим образом: 1) страх наказания, 2) страх перед неудачей, 3) страх быть отверженным, и 4) страх оказаться некомпетентным.

Люди, которые боятся наказания, будут всегда стремиться скрыть или облагородить свои грехи. Они боятся раскрытия и делают все возможное, чтобы их внутреннее существо не было явлено наружу. Глубоко внутри у них чувство ужаса перед тем, что вдруг кто-нибудь - даже Бог - обнаружит, что они действительно из себя представляют. Как непослушные дети они просто знают, что они все равно "получат". Но Бог дает им ответ на этот страх в новом завете. Когда мы во Христе, он говорит, мы не должны бояться наказания. Когда мы раскаиваемся и обращаемся ко Христу, наши грехи прощаются и забываются. Их больше нет. Нет наказания в глазах Бога, потому что больше нет греха.

Люди, которыми управляет страх неудачи, проводят большую часть времени, пытаясь вырваться вперед. Их неуверенность может привести к тому, что они преуспеют во многом, но у них никогда не будет Божьего мира в сердце. Центром их внимания будет: поступать правильно, верить в правильные доктрины, но они всегда будут стараться сделать это все своей силой, а не в зависимости от Бога. Они осуждены на неудачу.

Божье решение для этого вида страха тоже находится в новом завете. Он сказал, что вложит закон в наши сердца и в наш разум, вызывая тем самым познание нами Божьей воли и наделяя нас желанием и возможностью исполнять ее. Цель нового завета в том, чтобы жить, исходя из того, кто мы есть во Христе, а не тем, что мы делаем своей силой.

Страх быть отверженным делает людей падкими на аплодисменты и лесть, уязвимыми перед эмоциональным шантажом, склонными к самоутверждению и застенчивости. Но Бог решил и эту проблему тоже. Он полностью отождествил себя с новозаветным народом, приняв его как своих и отдав себя им полностью. Их приняли не за то, что они сделали или не сделали, а за то, что совершил Иисус. Новозаветный народ принят Богом полностью и безоговорочно через Иисуса Христа. Когда эта истина усваивается, страх быть отверженным теряет свое жало.

Страх оказаться некомпетентным толкает человека на поиски подтверждения своей квалификации, лихорадочно работать за звания и степени, тратить жизнь, добиваясь всеми средствами положения в доме, на работе, и в церкви. Но Бог и эту проблему разрешил тоже. Он ясно показал, что в новом завете наша квалификация основывается на его компетенции, а не на нашей. Более того, нам не придется узнавать о Боге через наши устные традиции или интеллектуальную проницательность. Он откроет Себя нашему духу.

ЧЕМ ВРЕДНО МАНИПУЛИРОВАНИЕ.

В новом завете Бог однозначно исключает манипулирование как способ убеждения людей. Вместо того, чтобы использовать обычный страх и неуверенность в качестве инструментов для достижения своих целей, Бог предлагает разрешать эти зацепки. Имеется ввиду, что манипулирование полностью исключено как инструмент для тех, кто несет евангелие благодати.

Итак, почему служители поддаются искушению манипулирования? Может быть, мы уступаем перед своей собственной неуверенностью, закрывая себя для действия благодати в нашей жизни?

Ведь манипулирование действует - до определенной степени и дает быстрые внешние результаты. Путем манипулирования можно принудить людей посещать службы, давать деньги, усердно работать и долго служить. Печальная сторона в том, что по большому счету, служители, которые используют манипулирование, не достигают целей евангелия. Вместо того, чтобы укреплять человека и помогать ему расти, манипулирование убивает его изнутри.

Проблема "тактики околдовывания" в том, что даже когда достигают правильного внешнего поведения, внутренний человек съеживается и терпит поражение.

Например, когда людей манипулированием заставляют жертвовать деньги, это желание исходит не изнутри. В результате, дающие не испытывают радости и свободы, которая приходит от послушания Богу. Неудивительно, что они чувствуют себя пораженными! Они испытывают жертвование без вознаграждения, труд без воздаяния. Если манипулирование продолжается, они могут озлобиться и начать принимать все в штыки. Возможно, поэтому так много людей критически настроено к церквям, нуждающимся в деньгах, или служениям, ищущим инвестиций. Дело не в том, что они не хотят давать. Они просто озлобились и разочаровались от длительного манипулирования ими.

СЛУЖЕНИЕ БЕЗ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Как же тогда нести служение без манипулирования? Можно собрать кое-какие подсказки из того факта, что служителей часто сравнивают с пастухами. И, как весьма подходяще выразился один человек: "Если собираешься правильно растить овец, нужно подстроиться под их жизнь". Иисус, используя аналогию с пастырем и овцами, сообщает нам некоторые факты из жизни овец, которые помогают нам в понимании нашей роли подпаска, работающего в служении под руководством Доброго Пастыря.

Прежде всего, Иисус сказал: "Мои овцы слышат мой голос ". Если это так, им конечно, не надо обращать внимания на другие голоса, включая голос служителя. Следовательно, моя обязанность как служителя нового завета научить мое стадо отличать и слушаться голоса, который они уже слышат - голос Иисуса.

Несколько лет назад я вел группу учеников. Во время свидетельств я спросил некоторых из членов группы, как они решают различные ситуации в жизни. Один из них с готовностью сообщил:

Когда я сталкиваюсь с проблемой, я просто спрашиваю себя, что бы сказал об этом Дадли.

Я уверен, тот юноша думал, я буду доволен его ответом, но я был сражен.

- Это я сделал? - думал я. - Это я научил этих людей думать, как я думаю? Если так, я просто не удался как подпасок. Моя цель - учить их думать не как я, а слушать внимательнее голос Иисуса, который они уже слышат в своем духе.

- Я польщен, что ты считаешь меня хорошим примером последователя Иисуса, - сказал я ему. - Поэтому позволь сказать, что подумал бы Дадли. Признавая, что Иисус говорит ко всем своим овцам, он бы попросил Иисуса о мудрости.

Во-вторых, Иисус сказал: "Мои овцы следуют за мной." О чем это говорит мне как служителю? Что мне, просто, не надо принуждать мое стадо следовать за Иисусом или делать всякие уловки, чтобы они следовали за ним. Он есть Пастырь Добрый. Он ведет их тропою правды ради имени своего. Он даст им прилечь на зеленых лугах и поведет их к водам тихим (Пс. 22).

Моя работа как подпаска, новозаветного служителя, не подталкивать людей к определенному поведению, а только действовать согласно истинам нового завета и делать все возможное, чтобы помочь другим в знании этих истин.

В чем суть нового завета? Бог написал свой завет в моем сердце. Он побуждает меня познавать его волю и желать ее. Крест - наша победа. На нем прощен грех, распято "я", поражен Сатана и Господом всего коронован Иисус. Бог, мой небесный Отец, полностью принял меня. Закон удовлетворен и не имеет больше ко мне претензий.

Когда эти истины в моей жизни становятся больше, чем просто теория, я могу включить их в философию своего служения. Тогда я обнаруживаю, что моя основная работа - помогать верующим открывать свои собственные отношения с Богом и их собственное место в новом завете.

ТАКТИКА ПОДДЕРЖКИ

И как это делать? Через поддержку.

В Новом завете содержится приблизительно тридцать "возвратных приказов" - заповедей, которые говорят верующим, как обращаться друг с другом. "Увещевайте друг друга", "утешайте друг друга", "носите бремена друг друга", "будьте гостеприимны друг ко другу", "назидайте друг друга" - все эти указания в сердцевине своей являются поддержкой. Все они нацелены на укрепление внутреннего человека. Они ориентируются не на поведение, а на дух.

Позвольте предложить три основных способа выражения поддержки верующим.

Во-первых, мы должны напоминать друг другу о Божьей верности. Когда наш фокус смещается с человеческих дел в сторону Божьей верности, вера возрастает, а самовлюбленность и самоутверждение уходят. В то время, когда весь мир кричит, что пора впадать в п. с на Божьей верности, дает мир и покой среди бури.

Одним из огромных преимуществ, которые дает изучение Библии, является убежденность в проявленной во все века Божьей верности и его преданности нам через Иисуса Христа и новый завет. На протяжении всего ветхого завета всякий раз, когда Божий народ сталкивается с трудностями, они обращаются к своей истории и по капле собирают поддержку от напоминаний о Божьей верности. Гимны, которые мы поем, тоже чудесно будят память на тему верности Бога в обращении со своим народом.

Во-вторых, мы должны все соединиться в благодарности. Благодарность отводит наши глаза с нас самих и направляет их на Бога, где они должны быть постоянно. Околдовать и прельстить вас будет весьма трудно, если все ваше внимание сфокусировано не на том, что вам следует делать, или что у вас есть, или чего у вас нет, а на благости Бога и на том, что он дает вам. Может быть, поэтому Павел сказал в своем послании: "За все благодарите." Благодарность автоматически переводит фокус с физического и устанавливает его на Божьей благости.

В-третьих, мы должны "поощрять друг друга к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего... будем увещевать друг друга". Это верховная заповедь чудесного отрывка - Евреям 10: 19-25. Вся книга Евреям, вы помните, была написана, чтобы помочь нам узнать, как поступать в новом завете по сравнению со старым заветом. И все чудесные истины этого послания суммированы в этом коротком отрывке. Фокус его - причинно-следственная связь между тем, что Бог сделал для нас во Христе Иисусе, и как мы должны жить. Понимание природы этого дара и наша реакция на него действительно упрощают христианскую жизнь и служение.

В начале отрывка из Послания евреям нам даются два стиха, которые начинаются словом "итак" и означают причину, и три стиха, которые означают следствие и начинаются словами "лапайте". "Итак... имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа" (ст. 19) и "имея великого Священника над домом Божиим" (ст. 21) мы должны, столь же естественно, как дыхание присуще живой душе, исполнять три вещи:

  • Во-первых, "приступить" (ст. 22). То есть, давайте наслаждаться близостью с Богом, которая дается нам через кровь Иисуса Христа и его ходатайство за нас в качестве "великого священника".
  • Затем, "держаться исповедания упования неуклонно" (ст. 23). Почему? Потому что верен обещавший. Великий священник, ходатайствующий за нас, не подведет.
  • И, наконец, "будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам " (ст. 24).

Обратите внимание, что здесь стоит слово поощрять, а не заставлять. Заставлять, манипулировать - означает применять какую-либо внешнюю силу, чтобы вынудить человека изменить свое поведение. Поощрять - означает, что внутри уже есть жизнь, просто ее нужно поддержать. Для меня это картина тлеющих углей, для которых просто нужно, чтобы кто-то подул на них, чтобы они разгорелись пламенем.

ПРЕПЯТСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Новозаветные служители, по сути, могут сделать только две вещи для других.

Первое, мы можем помочь удалить препятствия, которые мешают людям выполнять написанное в их сердцах и умах. Эти препятствия могут быть страхом, непониманием, привычками или пороками. Любовью и свидетельством служитель может помочь удалить эти барьеры и открыть путь, чтобы вера действовала свободно.

Второе, мы можем помочь в предоставлении возможностей для Божьего народа делать то, на что они уже запрограммированы от своего рождения.

Взгляд на служение в свете этих двух задач помогает выяснить, как наилучшим образом нести служение без манипулирования. Например, неплохо будет служителям предоставить нам возможности для служения. Христиане должны дерзать делать то, что у них в есть сердце - верить, служить, давать. Предоставлять людям возможность - не всегда манипулирование. Только, когда внутренний человек приносится в жертву внешнему поведению, служение подменяется манипулированием.

Манипулирование есть игра в Бога. Это утомительная раздражающая работа, вы просто не экипированы для нее. Если вы то и дело прибегаете к манипулированию в деле служения, ваш уровень энергии не выдержит. В конечном счете вы не сможете удержать успех. Служение, наоборот, есть следование за Богом, погружение в евангелие благодати и реагирование на его руководство, в то время как сам ведешь других.

Не забывая об этом, давайте покончим с манипулирующим служением. Если вы стали жертвой манипулирования, простите тех, кто причастен к этому, примите истину, которая освобождает сейчас вашу душу, и не мешайте усвоению нового завета, чтобы не подвергаться больше манипулированию плоти. Если вы сами оказались причастным к манипулированию людьми, попросите прощения прямо сейчас и примите новое назначение от Господа. Вместо манипулирующего служения вы имеете великую возможность в качестве партнера Святого Духа в служении нового завета поддерживать других в слушании голоса Пастыря и следовании за ним. И при этом, у вас есть чудесная привилегия самим следовать за ним тоже.



Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Братья и Сестры!Прошу помолитесь за моего друга Алексея Пехт...
    От кого: Виктор
  • Молитвенные нужды
    Прошу поддержать в молитве о освобождении моей сестры из тем...
    От кого: Светлана
  • Молитвенные нужды
    Очень прошу помолиться за финансы в нашей семье, чтобы Папоч...
    От кого: ИС

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика