3 2 1

Благодать действует. Дадли Холл
"Дух и плоть"

ГЛАВА 5. Дух и плоть.

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ проблема фарисеев всех времен - в дни Иисуса и сегодня? Почему их жизнь столь безрадостна изнутри... а жизнь с ними столь невыносима?

Как мы видели, часть проблемы в том, что фарисеи предпочли смотреть только через покрывало - ограничить свое понимание заранее установленными рамками. Поскольку они не поняли, что Бог хочет милости, а не жертвы - живого общения, а не религии - массу сил они тратят на то, чтобы сторониться зла и соблюдать установления. Но есть еще одна причина, отчего фарисеи сталкиваются со множеством проблем: они смотрят на плоть, вместо того, чтобы смотреть на дух.

Удивлены? В конечном счете, фарисеи могут впадать в суждения и законничество, но большинство из них гордится именно воздержанием от плотских грехов". Своей целью они ставят ни в коем случае не запятнать себя пороками, перечисленными в пятой главе Галатам как "дела плоти": "блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство... зависть, гнев" и так далее.

Но время от времени взгляд, брошенный на фарисеев, показывает, что религиозная плоть нисколько не лучше мирской плоти.

СМЕРТЬ ПРОТИВ ЖИЗНИ И МИРА

Но чем же вредна жизнь по плоти? Каковы последствия плотского мышления, неважно: светского или религиозного? Апостол Павел дал предельно четкий ответ па этот вопрос в Послании к  римлянам:

"Помышления плотские суть смерть" (Рим. 8: 6).

Самое главное, конечно, то, что живущие по плоти, не наследуют вечной жизни. Но смерть, если обратиться к контексту сказанного в отрывке выше, включает в себя еще и:

  • отсутствие энергии от Духа, таким образом, утомляемость;
  • отсутствие духовного видения, таким образом, разочарованность;
  • отсутствие возможности угодить Богу, таким образом, неудачи.

Неверующие очень ограничены в выборе. Они живут по плоти и не способны видеть ничего, кроме материального. Поскольку они живут в оторванности от настоящей жизни, у них нет ни энергии вечности, ни ее видения, ни ее возможностей. Их жизнь сведена к простому физическому существованию со всеми его ограничениями (1-е Коринфянам 2:14 : "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно").

У верующих же выбор есть. Они способны видеть к тому же и духовное. У них есть восприятие вечной жизни, которое оказывает воздействие на них как теперь, так и после. Но если верующие примут решение не "помышлять о горнем" (Колоссянам 3:2), то испытают смертельное влияние плоти в своей повседневной жизни. Они выбирают смерть, хотя могли бы иметь жизнь.

Когда жизнь не берет начало в Духе, у нас остаются только свои собственные силы. Неудивительно, что мы скоро изнемогаем. Мы сами пытаемся назначать себе цель в жизни и оттого разочаровываемся, потому что не можем понять свои задачи и предназначение. И не можем угодить Богу, потому что помышления плотские суть вражда против него. В результате мы постоянно чувствуем себя неудачниками, какими бы хорошими ни были наши религиозные поступки.

Но такому "образу смерти" есть положительная альтернатива. Павел ясно говорит об этом в продолжении стиха: "Помышления духовные - жизнь и мир." (Рим. 8: 6)

Павел имеет в виду, что живущие по Духу не только приготовятся к вечной жизни; те, чьи помышления о Духе, ощущают полноту жизни и мир во все времена. Это те люди, которые всегда ободряют вас, когда вы рядом, придают силы, когда вы разговариваете с ними влияют на вас в приеме, решений, потому что их жизнь окружает явная духовная аура. Они могут быть отнюдь не самыми образованными людьми из встреченных вами, у них может не быть ответов на все сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Они, конечно же, не защищены от печали и невзгод (даже Иисус не мог этим похвалиться), но, все же, эти люди излучают жизнь самого Бога. Быть с ними рядом просто удовольствие, потому что обстоятельства, похоже, не имеют над ними власти. Их взгляд на жизнь простой и мирный. И при столкновении с трагедией они выбирают твердо стоять на крепком основании.

КАК ВЫГЛЯДИТ "ПЛОТЬ"?

Если посмотреть на последствия выбора: "смерть" или "жизнь и мир", то плотская жизнь начинает утрачивать свою притягательность. Но как узнать "помышления плоти"? Как я уже отмечал, плотское мышление не всегда проявляется "плохим" поведением.

На самом деле, если мы будем рассматривать только явно негативное поведение, от нас легко может ускользнуть суть противопоставления "дух против плоти". Плоть куда более тонкая вещь, нежели просто плохие поступки, именно поэтому поведение религиозных людей может быть таким же плотским, как у хулиганов, подлецов и пьяниц.

Мне кажется, что отрывок из послания Филиппийцам 3: 3-7 точнее всего описывает плоть:

"Потому что... мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, не на плоть надеемся... Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный на восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисеи, по ревности гонитель Церкви Божьей, по правде законной - непорочный. Но что для меня было прежде преимуществом, то ради Христа я почел тщетою".

В этом отрывке описано четыре аспекта плотского мышления и каждый из них (после первого) в тексте начинается с предлога "по":

  • физическое происхождение ("обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев")
  • внешняя принадлежность ("по учению фарисей")
  • человеческое пристрастие ("по ревности гонитель Церкви Божией")
  • самомнение ("по правде законной непорочный").

Давайте поглубже исследуем четыре данные характеристики плоти:

 

Аспект №1. Противопоставление физического духовному. Павел говорит о своей принадлежности к роду Израилеву и колену Вениаминову, об обрезании па восьмой день, согласно Еврейской традиции, о его статусе "еврея из евреев". Все это относится к его естественному, физическому родству, а не сверхъестественному, духовному. Это будет то же самое, если я скажу: "Ну, я принадлежу к одной из старейших семей нашего города - мой отец был мэром, а моя мама служила в городском совете. Родословные корни нашей семьи идут от Генриха VIII Английского." Или, взяв религиозную ноту, я бы мог похвастаться: "В моей семье несколько поколений проповедников. Мои дедушка с бабушкой первыми начали миссионерское движение в нашей деноминации, а мой отец на протяжении сорока лет был учителем и проповедником".

Короче говоря, я превозносил бы свое физическое родство в человеческом обществе. А Павел объясняет, что живущие по Духу "не надеются" на подобные вещи.

 

Аспект №2. Противопоставление внешней принадлежности внутреннему преобразованию. Когда Павел говорит, что он "по учению фарисей", он говорит о группе людей, к которой он относится по собственному выбору. Он был фарисеем, тем, кто строго придерживается правил своей религиозной общины. Это было бы равносильно заявлению: "Я ходил в такую-то церковь на протяжении сорока лет и ни разу не пропустил ни одного воскресенья. Я был дьяконом и председателем комитета и всегда платил десятину. А также, я воздерживался от курения и спиртного, так как человек в моем положении не может дискредитировать себя подобным образом".

И снова, к удивлению, Павел говорит, что живущих по Духу, такая принадлежность не волнует.

 

Аспект №3. Противопоставление человеческого пристрастия божественному призванию. Личным пристрастием Павла как фарисея было гонение Церкви. Современный фарисей может с таким же рвением устраивать фестивали и крестовые походы - от запрета абортов до защиты окружающей среды, от запрета слов сексуальной окраски в церковных гимнах до исключения тех, кто выступает за изменение гимнов!

И снова, невзирая на конкретное содержание крестовых походов, Павел голосует "не надеяться" на них, если в их основе лежат обычные человеческие пристрастия.

 

Аспект №4. Противопоставление самомнения праведности по вере. Павел подчеркивает, что в дни своего фарисейства он был абсолютно непорочен по Закону. Он аккуратно соблюдал все правила. У него была такая же непоколебимая уверенность в собственной праведности, как у современного фарисея, который хвалятся: "Я никогда не крал, не убивал, не прелюбодействовал - я никогда даже не употребил имя Господа всуе!" И снова Павел показывает, что соблюдение всех правил не спасает от плотского образа мыслей.

ПОЧЕМУ "ХОРОШЕЕ" НЕ РЕШАЕТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

Обратите внимание, что перечисленные выше аспекты жизни по плоти не так уж плохи. Неужели плохо гордиться своей семьей, быть членом достойного заведения, заниматься достойными делами и стараться быть праведным? Ведь это не сравнить ни с вульгарной аморальностью, ни с непристойностями, ни со святотатством, описанным в Послании к галатам.

Так почему же Павел говорит, что он "не надеется" на подобные вещи?

Потому что, когда мы превозносим свое физическое происхождение, внешнюю принадлежность, человеческие пристрастия и правильность поступков - даже если это происходит при "хорошей" деятельности - мы теряем ту жизнь, которую Христос предлагает нам в Духе. От нас уходит его жизнь и мир, а порой мы сами можем стать преградой на пути других к жизни и миру. Вот почему сосредоточенность внимания плоти не производит ничего, кроме смерти.

Помышлять о духовном, значит считать главным то, что противостоит "хорошим", но отвлекающим наше внимание вещам. Это значит в центре внимания держать:

  • духовное сверхъестественное,
  • внутреннее преобразование,
  • священную страсть - горение в Духе - приходящую от близости с Богом, и

праведность по вере, которая приходит через общение с Богом, а не через ведение деятельности для него.

Именно так должны быть расставлены приоритеты, если мы заинтересованы иметь жизнь и мир. В следующих четырех главах мы подробно исследуем, какой смысл опираться на Дух, а не на плоть.



Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Братья и Сестры!Прошу помолитесь за моего друга Алексея Пехт...
    От кого: Виктор
  • Молитвенные нужды
    Прошу поддержать в молитве о освобождении моей сестры из тем...
    От кого: Светлана
  • Молитвенные нужды
    Очень прошу помолиться за финансы в нашей семье, чтобы Папоч...
    От кого: ИС

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика