3 2 1

Иаков и Исав.

(12 проповедей об избрании)

Чарльз Сперджен.

Иаков и Исав

"Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел". (Рим. 9:13)

Не подумайте, что я претендую на раскрытие всех великих тайн предопределения. Есть люди, которые утверждают, что они знают все по этому вопросу. Они говорят об этом, как говорят об обыденных вещах. Но будьте уверены в том, что тот, кто думает, будто знает много или все об этой тайне, не знает о ней практически ничего. Только из-за своего легкомыслия такой человек может думать, что достиг вершины, а тот, кто мыслит глубоко, знает, что до вершины еще далеко. Важные вопросы ответственности человека, свободной воли и предопределения обсуждались уже тысячи раз, и на них давались тысячи разных ответов, а в результате мы знаем столько же, сколько нам было открыто в самом начале. Противники бросали друг другу песок в глаза до тех пор, пока обе стороны переставали видеть, а потом приходили к выводу, что если они ослепили других, значит, сами прозрели.

Одно дело опровергать чье-то учение, но совсем другое - защищать собственные взгляды. Очень легко найти противоречия в теории другого человека, но не так-то просто твердо обосновать свое учение. Сегодня вечером я попробую сделать это не спеша, с этой целью я буду часто обращаться к Слову Божьему. Мне кажется, если бы мы просто следовали учению Библии, то стали бы намного мудрее, ибо когда мы отворачиваемся от небесного света откровения и доверяемся ненадежным человеческим суждениям, то ступаем на зыбкую почву и начинаем тонуть. Рассчитывая идти вперед, мы обнаруживаем, что не можем сделать и шагу. А истина в том, что ни я, ни вы не имеем права знать о предопределении больше, чем Бог открыл нам. Сказанного им должно быть достаточно. Если бы нам полезно было знать больше, Бог открыл бы больше. Мы должны принимать сказанное в Слове Божьем, однако к этому знанию мы склонны добавлять свои домыслы, и поэтому начинаем заблуждаться. Было бы намного лучше, если бы во всех спорах люди в качестве довода говорили: "Так сказал Господь", - вместо того, чтобы говорить: "Так я думаю, и так мне кажется". И сейчас я постараюсь с помощью Святого Духа пролить свет Писания на важное учение о Божественном всевластии и изложить учение Писания об избрании, о котором ясно говорится в приведенных выше словах: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел".

Эти слова я воспринимаю с ужасом и честно признаю это. Кто-то сказал, что "ненавидеть" в данном случае означает "любить меньше", т.е. можно сказать: "Иакова я возлюбил, а Исава возлюбил меньше". Может быть, это и так, но я не верю в такое толкование. Здесь сказано "возненавидел", и пока вы не предъявите мне иной вариант Библии, я буду придерживаться этого. Я убежден, что это слово правильно переведено с древнего языка, что наше слово "возненавидел" не жестче того, которое используется в оригинале. Но даже если бы оно и было несколько жестче, все-таки оно ближе по смыслу к исходному слову, чем другой вариант перевода, который предлагает нам бессмысленное словосочетание "возлюбил меньше". Мне нравится этот перевод и я принимаю его таким, как он есть. Ибо истина в том, что Бог возлюбил Иакова, но невзлюбил Исава. Он избрал Иакова, но не избрал Исава. Он благословил Иакова, но не Исава, Его милость сопровождала Иакова все дни его жизни, но Исав никогда не обладал ею. Бог позволил Исаву упорствовать в своих грехах и подтвердить великую истину: "...а Исава возненавидел". Другие люди пытаются избавиться от очевидного смысла этого страшного стиха, утверждая, что здесь говорится не об Иакове и Исаве, а о народах. Якобы здесь имеются в виду дети Иакова и дети Исава, дети Израиля и дети Едома. Я хотел бы узнать, в чем разница? Неужели проблема исчезла, когда мы распространили избрание на множество людей? Некоторые приверженцы веслианского богословия утверждают, что существует только избрание целых народов, что Бог избирает один народ, а не другой. А после этого они заявляют, что со стороны Бога было бы несправедливо избрать одного человека и не избрать другого. Во имя разума, мы спрашиваем этих людей: "Неужели не является в равной степени несправедливым со стороны Бога избрание одного народа и оставление другого?" Довод, которым они надеются опровергнуть наше учение, также опровергает их собственное. Это самая неудачная хитрость из всех, направленных на то, чтобы разделаться с учением об избрании отдельных людей, пытаясь обосновать избрание целого народа. Что такое избрание целого народа как не избрание некоторого количества людей? Не подразумевает ли оно избрание отдельных людей? Люди просто ослепли, не видя, что если в избрании отдельных людей есть несправедливость (а в это мы не верим и не допускаем такой возможности ни на мгновение), то тогда в избрание народов есть еще большая несправедливость. Нет! Проблему не решить таким способом, она становится еще сложнее из-за попытки исказить Слово Божие. Кроме того, в самом тексте содержится доказательство того, что такое толкование неверно. Прочитайте 11-й и 12-й стихи. В них ничего не говорится о народах. Там сказано: "...ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего..."" Здесь идет речь о детях, а не о народах. Конечно, впоследствии слова Бога исполнились также и в отношении народов: Едом стал рабом Израиля. Но в данном случае говорится не о двух на родах, а о людях, которые даже названы по именам. Смотрите, мои дорогие друзья, как вы толкуете слово Божие. Я знаю людей изменяющих содержание отрывков, которые им не нравятся. Но так не нельзя делать, вы прекрасно понимаете, что текст Писания должен быть всегда неизменным. Наша сила кроется в том, что, принимая Слово Божие, мы не стремимся подстроить его под себя, но, наоборот, подстраиваем себя под него. Мы не должны заставлять Библию преклоняться перед нами, да это и невозможно, потому что истины Божественного откровения так же тверды и непоколебимы, как престол Божий. Если человек хочет насладиться прекрасным видом равнины, но перед ним стоит гора, разве станет он равнять ее с землей? Напротив, он воспользуется горой, чтобы достичь своей цели: взберется на ее вершину и оттуда будет смотреть на равнину. Так должны поступать и мы. Мы не можем сделать истины Божьи полностью понятными нашему бедному, ограниченному уму; гора никогда не падет перед нами, но мы можем развивать свой разум, стремясь как можно лучше постигнуть истины Божии. И только так мы надеемся обрести благословение.

Сегодня я хочу обратить внимание на два момента. Я уже объяснил, что приведенные слова означают именно то, что в них сказано, и не буду отступать от такого понимания: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел". Чтобы притупить острые углы этого учения, о которые люди постоянно ранят себя, я вначале покажу, что избрание - факт, а затем постараюсь ответить на вопрос, почему Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава.

 

I. Во-первых, избрание - это факт. Люди говорят, что им не нравится учение об избрании. А я и не жду, что оно им понравится. Но разве это не факт, что Бог избрал некоторых? Спросите брата - арминианина об избрании, и он сразу же гневно сверкнет очами. Он рассердится. Избрание для него подобно военному кличу, при звуке которого он сразу начинает точить нож спора. Но скажите ему: "Ах, брат, разве не Божья благодать сделала тебя другим? Разве не Господь призвал тебя из твоего греховного состояния и сделал тебя таким, каким ты сейчас являешься?" "О да, конечно, - скажет он, - в этом вопросе я полностью согласен с вами". Тогда задайте ему еще один вопрос: "Как вы думаете, почему один человек обращается, а другой нет?" Вам ответят: "Потому что в первом Дух Божий произвел Свою работу". Ну что же, тогда, мой брат, факт остается фактом: Господь относится к одному человеку лучше, а к другому хуже. И разве есть в этом что-то невероятное? С этим фактом мы сталкиваемся каждый день. Вот там на галерее сидит человек, который работает за десятерых, но не может заработать больше пятнадцати шиллингов в неделю. А другой человек имеет тысячу в год. Почему? Один рожден в королевских покоях, а другой, рождаясь, видит небо сквозь дыры в потолке лачуги. Чем объяснить это? Только Божьим провидением. Он определяет для одного человека высокое положение, для другого - низкое. Вот человек, который не может, казалось бы, понять таких элементарных истин. А вот другой: он может сесть, написать книгу и ответить на самые сложные вопросы. В чем причина такого различия? Бог так сделал. Разве вы не видите очевидный факт, что Бог не одинаково относится к людям? Одних Он сотворил орлами, других - червями; одних - львами, других - пресмыкающимися ящерицами; кто-то родился принцем, а кто-то - нищим. Рядом с большими умами живут люди, вовсе не способные думать. Почему? И разве вы ропщете из-за этого на Бога? Нет, скажете вы, различие между людьми есть, это факт, и нет ничего хорошего в том, чтобы роптать на Бога. Какой смысл идти против фактов? Если же вы оспариваете их, то идете против острого рожна, чем и наносите себе вред. Так вот, избрание - это факт; очевидно, как свет солнца, что Бог дает одним людям больше, чем другим. Он дает возможность нам услышать Слово в нашей стране, а люди в других странах лишены этой возможности. Бог дал мне родителей, которые с младенчества наставляли меня в страхе Господнем. Многие из вас не имеют такого благословения. Бог устраивал мою жизнь так, чтобы я не мог грешить. Другие люди оказываются в обстановке, где их греховные наклонности развиваются в полной мере. Кому-то Он дает воздержанность и способность контролировать греховные страсти, а другие люди получают такой характер, что не могут обуздать естественную испорченность и с головой бросаются в омут греха. Один человек может слушать прекрасные проповеди, меняющие его жизнь, в то время как другой безуспешно борется со сном, слушая донельзя скучного проповедника. И даже когда люди слышат одно и то же евангелие, факт остается фактом, что в одном сердце Бог действует особенным образом, а в другом - нет. Хотя я верю, что Дух Божий воздействует в определенной мере на сердца всех слушателей Слова, так что они остаются без извинения, я все же убежден, что в некоторых людях Он действует настолько могуче, что они не могут противостоять Ему, но вынуждены по Его благодати смириться перед Ним и признать Его своим Господом. Другие сопротивляются благодати, которая посылается в их сердца, и она не действует в них с непреодолимой силой, они погибают в своих грехах, заслуженно и справедливо осужденные. Разве все это не факты? Кто-нибудь может их отрицать? Какой смысл сопротивляться фактам? Всегда во время спора я стараюсь определить, что является бесспорным для обеих сторон. Думаю, вам знакома история о короле Карле II и мудрецах. Король спросил одного из них: "Почему, если положить в ведро с водой рыбу, вес ведра не изменится?" Они пытались ответить на этот вопрос по-разному, пока один из них не спросил: "А каковы факты: действительно ли вес ведра с водой и рыбой не изменится?" И неожиданно все осознали, что вес увеличился ровно на столько, сколько весила рыба. Так что все их изощренные объяснения оказались полной ерундой. Когда мы ведем речь об избрании, то лучше всего сказать так: "Забудем на мгновение о самом учении. Каковы факты?" Мы смотрим вокруг себя, наблюдаем, определяем факты. Избрание - факт. Какой смысл дальше обсуждать этот вопрос? Не лучше ли поверить в него, коль оно является реальностью жизни? Мнение поменять можно, но не факт. Учение само по себе можно изменить, но вы никак не можете изменить то, что является фактом: Бог действительно относится к одним людям лучше, чем к другим. Я не буду пытаться защищать Бога. Он сам может объяснить Свои действия и не нуждается в моей помощи. Когда вы в следующий раз будете спорить об избрании, просто вспомните о том, что его нельзя отменить, чтобы вы о нем ни думали. И сколько бы вы ни возражали, факт остается фактом: Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    А что за дух нищеты? Разве такой есть? В библии не встречал...
    От кого: эльмира
  • Молитвенные нужды
    Прошу сосогласится со мной в молитве об освобождении Валенти...
    От кого: Валентина Васильевна
  • Молитвенные нужды
    Помолитесь пожалуйста. Предприятие должно деньги за продукци...
    От кого: Евгения

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика