3 2 1

Иаков и Исав.

Чарльз Сперджен.

А сейчас давайте обратимся к жизни Иакова. Вы вынуждены признать, что с того момента, как он покинул отчий дом, и до самой смерти Бог любил Его. Он не успевает далеко уйти от дома, а вечером, когда ложится спать, у него вместо подушки камень, вместо крыши - небо, вместо стен шатра - простор равнины. Он засыпает, и Бог приходит к нему во сне и разговаривает с ним. Он видит лестницу, верх которой касается небес, и ангелов, восходящих и нисходящих по ней. После этого он продолжает свой путь к Лавану. Лаван старается на каждом шагу обмануть его, но всякий раз, когда Лаван предпринимает очередную попытку, Бог вмешивается и обращает это на благо Иакову. Затем, имея огромные стада, Иаков уходит от Лавана без предупреждения. Лаван гонится за ним, но во сне ему является Бог и предостерегает говорить Иакову что-либо худое или доброе. И снова, когда его сыновья Левий и Симеон убивает Сихема и всех жителей города, Иаков боится, что на него нападут местные жители и убьют всю его семью, однако Бог вложил страх в сердца этих людей и сказал им: "Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла". А когда в землю приходит голод, Бог посылает Иосифа в Египет заготовить хлеб для своих братьев в земле Гесем, чтобы они не умерли. Посмотрите на радость Иакова: "Я увижу сына своего Иосифа перед смертью". Вот слезы текут по его старческим щекам, когда он обнимает живого и невредимого Иосифа. Вот он величественно входит во двор фараона и благословляет его. Написано: "И благословил фараона Иаков". Он в такой мере обладал любовью Божьей, что мог благословить самого могущественного монарха того времени. О нем говорится в Писании, что этого человека любил Бог. Это факт: "Иакова Я возлюбил...".

С другой стороны, то, что Бог не возлюбил Исава, также является фактом. Он позволил Исаву стать отцом князей, но Он не благословил Его род. Где дом Исава сейчас? Едом погиб. Он построил свои города на скале, и соорудил крепости в горах, но Бог не благословил жителей этих городов, Едома больше нет. Едомиты стали рабами израильтян, цари едомитские платили ежегодную дань Соломону и его потомкам. А теперь имя Едома вовсе стерто из книги истории. И все это, я подчеркиваю, должно погасить споры, ведущиеся по данному вопросу: вы просто должны помнить, несмотря на разные споры, что это факт: Бог возлюбил Иакова, но не возлюбил Исава.

 

II. Вторая часть моей беседы будет посвящена ответу на вопрос, почему так произошло. Почему Бог возлюбил Иакова? Почему Он возненавидел Исава? Я не собираюсь сразу же объять необъятное. Вы спрашиваете меня: "Почему Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава?" Я отвечу на эти вопросы раздельно. Ибо одна из причин того, что люди запутываются в богословии, состоит в том, что они пытаются дать один ответ на два вопроса. Я не буду так поступать. Я буду отвечать на эти вопросы по очереди. Я скажу вам, почему Бог возлюбил Иакова, а после этого скажу, почему Он возненавидел Исава. Но я не могу дать одно и то же объяснение двум совершенно разным явлениям. Именно здесь многие люди допускают ошибку. Они рассматривают факты: Иакова Бог возлюбил, а Исава возненави дел, некоторых людей Бог избрал, некоторых - нет. А после этого пытаются отыскать одну причину, которая одновременно стоит и за избранием, и за неизбранием. Конечно, у них ничего не получается. Но если бы они остановились и отвечали на вопросы по очереди, опираясь на Слово Божие, то не попали бы в такое затруднительное положение.

Первый вопрос стоит так: "Почему Бог возлюбил Иакова?" Я без труда отвечу на этот вопрос, потому что, обращаясь к Слову Божьему, читаю: "Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев". Я без колебаний могу сказать вам, что причина избрания Иакова не в том, что в нем было что-то хорошее для Бога, так как написано: "...ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего...". Я могу указать вам на причину избрания Иакова: это свободная благодать Бога. В Иакове не было ничего, что могло бы побудить Бога возлюбить его. Иаков был полон того, что могло побудить Бога возненавидеть его так, как Он возненавидел Исава, и даже больше. Но из-за того, что Бог безгранично милостив, Он возлюбил Иакова, и из-за того, что Бог абсолютно свободен в даянии Своей благодати, Он избрал Иакова. И я не буду переходить к Исаву, пока до конца не отвечу на вопрос об Иакове. Я хочу подчеркнуть, что Иаков был возлюблен Богом только лишь по причине благодати. Давайте присмотримся к характеру Иакова. Ему сложно дать высокую оценку. Будучи грешником, он из всего пытался извлечь выгоду для себя. Меня поразила реакция Иакова на видение в Вефиле. Он заснул, и Богу было угодно открыть ему врата неба, так что он даже увидел Бога на вершине лестницы и ангелов, восходящих и нисходящих по ней. Как вы думаете, что он сказал, проснувшись? "Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные". Если бы у Иакова была вера, он бы не боялся Бога, напротив, возрадовался бы тому, что Бог вступил с ним в общение. А теперь посмотрите, как Иаков заключает сделку. Бог просто сказал ему: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему". Бог ничего не сказал о том, что должен сделать Иаков, Он просто заявил: "...дам тебе..." "И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе". Можете ли вы представить себе, чтобы после того, как Бог разговаривал с Иаковом, он решился заключить с Богом сделку? Но именно так и сделал! Он начинает говорить и произносит: "Если...". Вот человек, видевший видение, получивший твердое обещание от Бога, и этот человек говорит: "Если...". Иаков был дельцом до мозга костей! "...если Господь Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего...", - посмотрите, он ставит Богу условие: "...и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть". Остается только удивляться такому его поведению! Если бы я не знал кое-что о своих наклонностях, то я никогда не смог бы понять Иакова. Человек, разговаривавший с Богом, осмеливается заключать с Ним сделку! Видевший лестницу - единственный мост между небом и землей, Иисуса Христа, вступивший в завет с Богом, в котором все делает Бог, в котором есть только обещания, хочет заключить с Богом договор, словно Бог может нарушить Свое слово! О, что за человек был Иаков!

Посмотрите на всю его жизнь. В каком бедственном положении он находился у Лавана! Он попался в руки человека из этого мира, а когда сребролюбивый христианин попадает в подобную компанию, это приводит к ужасным результатам. Вот два человека: оба жадные и ушлые. Если бы ангел Божий посмотрел с неба на землю, как бы он стал рыдать, узнав, что человек Божий уподобился человеку нечестивому. Затем Иаков придумал совершенно невероятный способ получить причитающуюся ему плату. Но почему он не предал все в руки Божии вместо того, чтобы прибегать к таким немыслимым ухищрениям? Каждый раз, когда мы обозреваем жизнь Иакова, нам приходится краснеть за него, и с этим ничего не поделаешь. Но потом наступает переломный момент в его жизни, когда он получает новое имя, и о нем сказано: "...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Но давайте отнесемся к данному эпизоду более внимательно. После детального его изучения я несколько изменил свое мнение об Иакове. Я думал, что Иаков боролся с Богом, но на самом деле он не боролся с Богом, Бог боролся с ним. Я всегда представлял Иакова как человека, борющегося в молитве с Богом, но сейчас я считаю иначе. Он разделил свой стан и отправил вперед людей, чтобы они умилостивили Исава. Он не пошел первым в святой уверенности патриарха, что его защищают небесные воинства, он не вышел навстречу Исаву, потому что не был уверен, что склонится у его ног, хотя ему было дано обещание, что больший будет служить меньшему. Он не положился на обещание Бога, оно было недостаточно твердым для него. Ночью он отправился к ручью Иавок. Я не знаю, для чего нужно было идти туда, разве что помолиться, но Иаков не стал молиться. Писание говорит: "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари..." Есть разница между тем, когда кто-то борется со мной и когда я борюсь с кем-то. Когда я вступаю с кем-то в борьбу, я хочу что-то получить от этого человека, а когда кто-то начинает бороться со мной, то он хочет что-то получить от меня. Поэтому я считаю, что Тот, Кто боролся с Иаковом, хотел выбить из него хитрость и самоуверенность и показать ему, каким жалким грешником он является, но у Него ничего не получалось. Хитрость настолько въелась в Иакова, что его никак нельзя было освободить от нее. Наконец, ангел коснулся бедра Иакова и показал ему его немощь. Тогда Иаков что-то понял и сказал: "Ты лишил меня силы, поэтому теперь я буду бороться с Тобой". Когда его бедро было вывихнуто, когда он в полной мере ощутил свою беззащитность, тогда, и не раньше, он произнес: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". Он был абсолютно уверен в своих силах, но пришло время, и Бог смирил его, и когда его хваленая сила исчезла, Иаков стал героем молитвы. Но даже после этого события мы сталкиваемся с его неверием. И такое неверие, и даже большее, проявляется в жизни каждого из нас. Братья, обвиняя Иакова в грехах, мы обвиняем самих себя. Мы строго судим его жизнь, но наша жизнь заслуживает более строгого суда. Не помните ли вы, как патриарх произнес знаменательные слова: "Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!" Ах, Иаков, ну почему же ты не можешь поверить в обещания Бога? Все Его обещания исполнились. Но нет! Иаков не мог жить, опираясь на обетования, он всегда хотел жить тем, что у него в руках.

А теперь, я повторяю, если Иаков был именно таким, как я описал его, - а то, что он был именно таким, в этом нет сомнений, ибо об этом говорит Слово Божие, - тогда в нем не было и не могло быть ничего, за что Бог мог бы возлюбить его. Единственная возможная причина, по которой Бог все-таки возлюбил его, - это благодать Самого Бога, ибо Он "кого хочет, милует". И будьте уверены, что единственной причиной, по которой кто-то из нас будет спасен, является свободная благодать Божия. Нет другой причины, кроме милостивого сердца Бога и Его всемогущей воли, по которой мы могли быть спасены.

Итак, в этом заключается учение. О нем говорится не только в этом отрывке, но во множестве других мест Писания. Дорогие друзья, примите это учение, придерживайтесь его и никогда не отрекайтесь от него.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Братья и Сестры!Прошу помолитесь за моего друга Алексея Пехт...
    От кого: Виктор
  • Молитвенные нужды
    Прошу поддержать в молитве о освобождении моей сестры из тем...
    От кого: Светлана
  • Молитвенные нужды
    Очень прошу помолиться за финансы в нашей семье, чтобы Папоч...
    От кого: ИС

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика