3 2 1

Возрождение

Божественное величие Слова.
Джон Пайпер

Невозможно постичь Бога только разумом, путем умозаключений. Для спасительного познания Бога, для возрождения, человеку кроме знания Писания необходимо внутреннее свидетельство Духа Святого. Как и о чем свидетельствует Святой Дух? Имеешь ли ты это свидетельство?

Внутреннее свидетельство Духа Святого

Чрезвычайно важное значение имеет то, каким образом это произошло, и нам лучше обратиться к тому, как сам Кальвин описывает это событие в своих "Наставлениях в христианской веры", особенно в Книге I , главы VII и VIII. Здесь он рассуждает над тем, как мы можем придти к спасительному познанию Бога через Писание. Его ответ на этот вопрос стал классическим богословским выражением - "Внутреннее свидетельство Святого Духа". К примеру, Кальвин говорит: "Писания абсолютно достаточно для спасительного познания Бога только в том случае, когда его истинность основана для нас на внутреннем убеждении от Святого Духа" ( I , VIII, 13). Итак, согласно учению Кальвина, для того, чтобы обрести "спасительное познание Бога", необходимо наличие двух вещей: Писания и "внутреннего свидетельства Святого Духа". Ни одно из них само по себе недостаточно для того, чтобы спасать.

Но как же это происходит? Что делает Дух Святой? На самом деле, Святой Дух не дает нам какие-то новые откровения в дополнение к тем, что содержатся в Писании (16), а пробуждает нас, воскрешает, как мертвых, давая нам способность увидеть и вкусить реальность Бога в Писании, которое воспринимается теперь нами как собственно Божье Слово. Он говорит: "Наш небесный Отец, открывая Свое величие (в Писании), возносит авторитет Писания выше всякой критики" (I , VIII, 13). Вот ключ к пониманию Кальвина: свидетельство Бога, данное Им Писанию, есть непосредственное, абсолютное, дающее жизнь откровение для человеческого разума о величии Бога, явленное в самом Писании.

Снова и снова в описании Кальвином того, что происходит с человеком, приходящим к вере, вы увидите упоминания о величии Бога, явленного в Писании, и доводы в защиту Писания.

Уже в самом обращении Жана Калвина видно, как загорается в нем эта главная страсть его всей жизни.

Мы уже почти дошли до сути этого события в его жизни. Достаточно копнуть чуть глубже, и мы увидим более ясно, почему это обращение привело к такому "непобедимому постоянству" Кальвина в приверженности идее величия Божия и истинности Божьего Слова. Вот слова, которые углубят наше понимание:

Поэтому, просвещенные силой Святого Духа, мы верим, что Писание есть от Бога, но не по своему собственному (обратите внимание на это!) разумению, и не по представлению кого-то другого; но, сверх всякого человеческого разумения мы утверждаем с абсолютной уверенностью (так, как если бы мы видели перед собой величие Самого Бога), что Оно вышло из самих уст Божиих и дошло до нас посредством служения людей. (I, VII, 5)

Это почти непостижимо. Кальвин говорит, что его убежденность относительно величия Бога в Писании основывается не на суждении кого-либо из людей, ни даже на его собственном.

Что он имеет в виду? Когда я ломал голову над этим, слова апостола Иоанна вдруг пролили долгожданный свет на то, пытается объяснить Кальвин. Вот ключевые слова из 1 Иоанна, 5:7-11:

И Дух свидетельствует, ибо Дух есть истина... Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие (= Духа) - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем... Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Другими словами, "свидетельство Божие", то есть внутреннее свидетельство Духа, больше, чем всякое человеческое свидетельство, - включая, - как, я думаю, Иоанн сказал бы в этом контексте, - свидетельство нашего собственного рассудка. И что же это за свидетельство Божие? Это не просто слово, адресованное нашему разуму для размышления, ибо тогда наше убеждение основывалось бы на этом размышлении. Тогда что же оно такое? Стих 11 дает нам ключ: "Свидетельство же сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную".

Это в том смысле, что Бог свидетельствует нам о Своей реальности и реальности Своего Сына и Его Слова тем, что дарует нам возрождение из мертвых, чтобы мы живыми приблизились к Его величию и увидели Его таким, каков Он есть в Своем Слове. В тот момент наше мышление не идет в привычном русле от предпосылок к умозаключению. Мы просто видим, что возрождены, и не основываем свои выводы на человеческих представлениях или умозаключениях. Когда Лазарь вышел из гробницы по призыву, или по "свидетельству" Христа, он просто знал, что жив благодаря Божьему призыву, без рассуждения об этом. Вот как Дж. Пэккер объясняет это:

Внутреннее свидетельство Святого Духа, согласно учению Жана Кальвина, представляет собой результат труда по просветлению посредством словесного свидетельства, когда слепые глаза духа открываются и Божественная действительность распознается и принимается такой, какая она есть. Кальвин говорит, что это распознавание представляет собой акт мгновенный и не поддающийся анализу, подобно восприятию цвета или ощущению вкуса физическими органами чувств, т. е. такое действие, о котором можно сказать лишь то, что когда оказались в наличии соответствующие стимулы, оно произошло, а когда оно произошло, тогда мы узнали о том, что оно произошло (17).

Таким образом, можно сказать, что в свои неполных двадцать пять, Жан Кальвин испытал чудо открытия своих духовных глаз Духом Божиим. То, что он увидел сразу, и без всякого вмешательства последовательного человеческого рассуждения, были две вещи, настолько взаимосвязанные друг с другом, что они определят всю его дальнейшую жизнь: величие Божие и Слово Божие. Слово говорило о величии, а величие подтверждало Слово. С этих пор Жан Кальвин станет человеком, который полностью посвятит себя провозглашению величия Божьего посредством истолкования и проповеди Слова Божия.



Комментарии  

 
+2 #1 Величие БожьеИрина 22.06.2012 00:49
При такой тяжкой жизни - прославлять величие Божье... Поразительно! Удивительная сила воздействия Слова Божьего на человека, в частности, Кальвина.
Неисповедимы пути Твои, Господи!
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика