3 2 1

Возрождение

Божественное величие Слова.
Джон Пайпер

Сверхъестественное внутреннее свидетельство Святого Духа о Величии Бога в Писании кардинально меняет жизнь человека, так что целью его жизни становится служение Богу. И такой человек служит Богу с невероятным, непоколебимым постоянством, не зависимо от обстоятельств.

Непобедимое постоянство в служении Жана Кальвина

Жан Кальвин был, как Вольфганг Мускулус назвал его, "всегда натянутым луком". В каком-то отношении он, казалось, проявлял заботу о своем здоровье. Колладон говорит, что "он в течение многих лет питался один раз в день, и никогда не брал в рот ничего между двумя приемами пищи..." Объяснял он это тем, что слабость его желудка и его мигрени преодолевались, как он познал на опыте, только постоянным воздержанием (29). Но, с другой стороны, он проявлял явную беспечность в отношении своего здоровья, работая дни и ночи почти без перерыва. О напряженности его жизни можно судить хотя бы вот по этому письму к Фалэ в 1546 году: "Помимо проповедей и лекций, я целый месяц не делал больше практически ничего, так что я испытываю почти что стыд из-за того, что столь бесполезно трачу время" (30). "Всего лишь" 20 проповедей и 12 лекций за один только этот месяц!

Чтобы лучше представ ить себе эту железную выносливость, прибавьте к этому рабочему графику "стабильно плохое самочувствие" (31). В 1564 году, когда ему было 53 года, он писал своим врачам о коликах, кровохаркании и приступах лихорадки и подагры, а также о "невыносимых страданиях", которые доставлял ему геморрой (32). Но самые большие страдания доставляли ему камни в почках, которые выходили со страшной болью, которую невозможно было унять никакими средствами.

Они причиняли мне особо острую боль. ... Наконец, с очень болезненными потугами я извлек из себя камень, что в какой-то степени умерило мои страдания, однако этот камень был таких размеров, что он разорвал мочеиспускательный канал и открылось большое кровотечение. Его можно было остановить только введением в канал молока через шприц (33).

Помимо всего этого напряженнейшего графика и физических страданий, он слышал в свой адрес угрозы для жизни. "Часто под окнами его дома (в Женеве) собиралась толпа, палившая из мушкетов и выкрикивавшая в его адрес угрозы бросить его в реку" (34). Лежа на смертном одре, Кальвин сказал собравшимся вокруг него пасторам:

"Я жил здесь, в атмосфере постоянного неприятия со стороны многих. Почти каждый вечер у дверей моего дома меня в насмешку встречали сорока или пятьюдесятью выстрелами из аркебузы (большой пушки)" (35). В письме Меланхтону в 1558 году он писал, что в этом регионе вот-вот разразится война, и что вражеские войска могут достичь Женевы за полчаса. "Из чего вы можете заключить", - писал он, - "что нам нужно бояться не только ссылки, но что все разновидности жестокой смерти угрожают нам, ибо в борьбе за дело веры их варварство не знает границ" (36).

Одними из самых острых "заноз в теле" для Кальвина были женевские либертинцы. Но и здесь также его стойкость одержала победу, и притом весьма необычным образом. В каждом городе Европы мужчины держали домоправительниц. Когда Кальвин начал свое служение в Женеве в 1536 году в возрасте 27 лет, там действовал закон, запрещавший мужчинам содержать более одной домоправительницы (37). Несмотря на то, что Кальвин более пятнадцати лет проповедовал как пастор в церкви святого Петра, безнравственность была настоящим бедствием, причем даже для церкви. Либертинцы хвалились своей распущенностью. Для них "общение святых" означало общее владение собственностью, домами, телами и женами. Поэтому они совершали прелюбодеяния и потворствовали сексуальной распущенности во имя христианской свободы. При этом они заявляли о своем праве сидеть за Господней трапезой на хлебопреломлении (38).

Кризис, назревавший в общине, дошел до ведома ее главы в 1553 году. Одному зажиточному либертинцу по имени Бертелье Консистория отказала в праве участвовать в Вечере Господней, однако он обжаловал это решение в городском совете, который отменил это решение Консистории. Это поставило Кальвина в трудную ситуацию, который, с одной стороны, не желал и думать о том, чтобы уступить государству права на отлучение, но с другой стороны не мог и допускать больше либертинца к трапезе Господней.

Разрешилась эта ситуация, как и всегда, славой Христовой. Кальвин писал Вирету: "Я поклялся в том, что лучше предпочту смерть, чем буду бесчестить таким позорным образом Святую Вечерю Господню... Мое служение будет тщетным, если я допущу попрание авторитета Консистории и дам причастие Христово открытым ругателям... Я лучше умру сто раз, чем подвергну Христа такому мерзкому надругательству" (39).

И вот наступил день испытания, - день Вечери Господней. Явились либертинцы, чтобы принять участие в Вечере Господней. Это был критический момент для всей реформатской церкви в Женеве.

Проповедь отзвучала, все молитвы произнесены, и Кальвин сошел с кафедры, чтобы занять свое место за столом Причастия перед чашей и хлебом. Он должным образом освятил хлеб и вино и уже был готов раздать их причащающимся, как вдруг смутьяны-израильтяне ринулись все в направлении стола с причастием... Кальвин закрыл руками священ ные сосуды, будто защищая их от осквернения, при этом по всему зданию прозвучал громким эхом его голос:

"Эти кисти вы можете раздавить, эти руки вы можете отрубить, можете забрать мою жизнь, и кровь моя, - в ваших руках, можете ее пролить, но вы никогда не заставите меня отдать святыни неосвященным, и осквернить трапезу моего Господа". "После этого", - говорит Беза, первый биограф Кальвина, "священнодействие проходило в глубокой тишине и в торжественном благоговении, ощущавшемся всеми присутствующими, как если бы Сам Бог присутствовал посреди них видимым образом" (40).

Я упоминаю все эти злоключения в Женеве лишь для того, чтобы как можно рельефнее показать непобедимое постоянство Жана Кальвина в служении, к которому Бог его призвал. Ранее мы задавали вопрос: что произошло в Жане Кальвине такого, что сделало из него человека настолько поглощенного величием Божием? И какого рода служение стало следствием этого? Мы ответили на первую часть этого вопроса, сказав, что Кальвин ощущал сверхъестественное внутреннее свидетельство Святого Духа о Величии Бога в Писании. Поэтому все, о чем он думал и писал, имело целью показать величие и славу Божию.

Каков же ответ на вторую часть этого вопроса: какой тип служения это породило?

Частично мы уже ответили на этот вопрос: это породило служение невероятной стойкости, - то, что я назвал, говоря словами Кальвина, "служением непобедимого постоянства" (41). Но это только половина всего ответа. Это было служение постоянного изъяснения Слова Божия. Постоянство это имело цель, - изъяснение, истолкование слова Божия. Кальвин видел в Писании величие Божие, и это убедило его в том, что Писание и есть непосредственное слово Бога. Он говорил: "Мы должны оказывать Писанию такое же почтение, какое мы оказываем Богу, так как оно изошло от Него лишь одного, и человек не привнес в него ничего своего" (42). Он узнал на собственном опыте, что "самое верное доказательство истинности Писания в целом основывается на том факте, что в нем говорит с нами лично Сам Бог" (43). Эти истины вели, по Кальвину, к неизбежному выводу, а именно: поскольку Писание представляет собой Сам записанный голос Божий и поскольку поэтому оно уже само по себе, как таковое, является доказательством истинности содержащихся в нем откровений о величии Бога, и поскольку величие и слава Бога, - единственная причина и цель всего сущего, то из этого следует, что и жизнь Кальвина должна характеризоваться непобедимым постоянством в разъяснении Писания.



Комментарии  

 
+2 #1 Величие БожьеИрина 22.06.2012 00:49
При такой тяжкой жизни - прославлять величие Божье... Поразительно! Удивительная сила воздействия Слова Божьего на человека, в частности, Кальвина.
Неисповедимы пути Твои, Господи!
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    А что за дух нищеты? Разве такой есть? В библии не встречал...
    От кого: эльмира
  • Молитвенные нужды
    Прошу сосогласится со мной в молитве об освобождении Валенти...
    От кого: Валентина Васильевна
  • Молитвенные нужды
    Помолитесь пожалуйста. Предприятие должно деньги за продукци...
    От кого: Евгения

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика