3 2 1

Часть четвертая ЧТО ПОМНИТЬ, КОГДА НЕ МОЖЕШЬ ЗАБЫТЬ Служение разочарования

Чего бы человек ни ожидал, со временем он начинает думать, что он имеет на это право; чувство же разочарования, при минимуме усилий с нашей стороны, может превратиться в чувство обиды. (К. С. Льюис)
...неслышный шепот, Который в памяти останется как вопль. (Оуен Барфильд)
Однажды люди поймут, что они различаются между собой не только характерами, но и тем, как работает их память. (Андре Моруа)

Глава 18. Память - благо или проклятие?

Однажды в 1984 году както вечером я собирался в церковь. Телевизор был включен, и мое внимание привлекло одно сообщение в новостях. Репортер рассказывал о какой-то новой настольной игре, которая произвела фурор по всей стране. Со времени появления всем известной "Монополии" подобного ажиотажа среди покупателей не наблюдалось. Владельцы магазинов не успевали пополнять свои прилавки: как только игра появлялась на полках, она мгновенно сметалась волной разгоряченных поклонников этого нового развлечения. При стоимости всего двадцать семь долларов за штуку она приносила огромный доход. Мне было странно, что я, всегда находящийся в курсе всех событий, даже не слышал об этой игрушке.

Репортер же утверждал, что это поистине гениальное изобретение. Далее в программе следовало интервью с одним из трех его создателей. На вопрос о том, как им в голову пришла столь потрясающая идея, он рассказал, что однажды вечером они собрались сыграть в "Эрудит", но нигде не смогли найти от него доску, так что, немного поразмыслив, решили придумать свою собственную игру. Спустя сорок пять минут на свет появилась "Тривиал Персьют".

Затем его спросили, чем он может объяснить столь невероятную популярность этой игры, почему люди так активно покупают ее.

Я никак не ожидал услышать столь философский ответ: "Они просто покупают себе память. На это и нужно тратить деньги на память, чтобы было что вспомнить".

Моя первая мысль была: "У меня есть что вспомнить. И у меня есть что продать! Некоторые из своих воспоминаний я даже раздал бы даром! Честно признаться, за иные я бы даже приплатил, лишь бы избавиться от них-!".

А вы?

Память. Воспоминания. И с ними трудно, и без них несладко. Поэтому многие ищут забвения в наркотиках, алкоголе, даже в смерти. Наша память может быть для нас величайшим благом, но мгновение спустя она может обернуться величайшим проклятием. У каждого человека есть воспоминания, к которым он постоянно возвращается, и воспоминания, от которых он бежит без оглядки. Мы прячемся от них, с головой погружаясь в работу, стараемся не думать о них, гоним от себя прочь. Но они все равно берут над нами верх. Стоит нам расслабиться хоть на минуту, чуть притупить бдительность, и они набрасываются на нас, неся за собой целый шлейф разочарований из прошлых лет.

В своей повести "Молитва Оуэна Мини" Джон Ирвинг пишет:

"Ваша память - это монстр. Вы забываете, она - нет. Она все копит в себе. Она сохраняет все это для вас, она прячет это от вас, - она сама решает, когда излить на вас все, что накопила. Вы думаете, вы имеете память, - нет, это она имеет вас!". [82]

Память подобна видеокамере, установленной в вашей голове; она все записывает и ничего не забывает. Вы можете думать, что вы забыли о чемто, но неосторожное слово, какой-нибудь вполне невинный случай, мелодия или запах - и вот уже ваша память пришла в движение, она жива, она действует и словно острой бритвой проводит по вашему обнаженному сердцу.

По тропе памяти

Мой разум обычно бывает заодно с памятью, и порой именно он влечет меня на тропу, ведущую в прошлое. И я точно знаю, что ожидает меня в конце этого пути: кладбище разочарований, несбывшихся надежд. Как только вы окажетесь там, ваша память воскресит в вашем сознании все разбитые мечты, сердечную боль и горечь предательства. Память безжалостна. Поэтому когда мой разум делает первые робкие шаги в том направлении, я всеми силами пытаюсь развернуть его в другую сторону, туда, где обитают хвала и благодарение. Иногда мне это удается, иногда нет.

Я все думаю о том богаче, что мучим был в аду, я слышу его горестный вопль с просьбой о капле воды, чтобы прохладить язык. "Пошли Лазаря", молит он Авраама. Но тот отвечает: "Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16:25; выделено мною. - Р. Д.). Вспомни. Его воспоминания, наверное, были мучительнее адского пламени.

Память - капризна и в высшей степени избирательна. За все эти годы люди сделали мне немало хорошего, но я не вспомню сейчас всех и каждого. Однако я до сих пор не могу забыть того одного, кто обошелся со мной несправедливо. За все эти годы люди говорили мне много хорошего о моих проповедях, но я не вспомню и половины их похвал. Но я до сих пор не забыл того, кто раскритиковал меня в пух и прах. Если хотите произвести на меня неизгладимое впечатление, скажите мне, что книжка эта дурацкая, и я никогда вас не прощу - пардон, не забуду.

Целительные воспоминания

Сегодня много говорят о том, как можно "залечить" воспоминания. В семидесятых годах сестра тогдашнего президента Джимми Картера Рут Картер Стэнлтон была активной сторонницей этой идеи и даже выпустила в свет две книги, в которых популярно объяснялось, как это делается. Она утверждала, что заживление воспоминаний "начинается с понимания того, что многие настоящие проблемы человека обусловлены "мрачными и болезненными воспоминаниями", которые коренятся в "глубинном сознании, там, где тщательно фиксируются и копятся все события человеческой жизни". [83] И в те далекие годы, и в наши дни в кругах христианских пасторов и психологов не прекращаются споры о правомерности подобного "служения".

Мне думается, что наша неудовлетворенность жизнью зачастую является последствием глубокой беспросветной депрессии, гнетущих разочарований и непрекращающейся боли от незаживающих рай. Тень мрачного прошлого нависает над нашим настоящим.

Недоумение и обида, которые мы испытали, не получив ответа на важные для нас молитвы, сеют в душе сомнения, имеет ли смысл вообще молиться. Разочаровавшись в каком-нибудь пасторе, мы перестаем доверять им всем, а неблагодарные дети могут сделать нас активными сторонниками использования противозачаточных средств. Поэтому когда нас вдруг подводит Бог, это может стать самым страшным и сокрушительным ударом, и, если не предпринять необходимых в данной ситуации действий, разочарование может перерасти сначала в озлобленность, а затем и в откровенный цинизм.

Конечно, лучший выход из положения - это постараться забыть обо всем и продолжать свой жизненный путь. И уверяю вас, недостатка в подобных советах у вас не будет! Поэтому они ничего не стоят.

"Прости и забудь" самый распространенный из них. Что-то не припомню, чтобы в Библии давались такого рода установки, но это не смущает тех, кто с щедростью предлагает их вам. Насколько я понимаю, только Господь Бог может но собственному желанию что-либо забыть.

Некоторые обиды, несбывшиеся надежды, убитые мечты, болезненные воспоминания - одним словом, разочарования - невозможно забыть. Так что и не пытайтесь.

Мне кажется, лучше всего сделать так. Вместо того чтобы силиться забыть все это, мы должны попробовать вспомнить о чем-нибудь другом. Если не можете о чемто забыть, предайтесь воспоминаниям.

Именно так сказал Господь Давиду.

Об этом говорится в семнадцатой главе Первой книги Паралипоменон. Это был относительно спокойный и мирный период в жизни воинствующего царя. В то время Господь даровал ему победу над врагами. В будущем ему, безусловно, предстояло еще не раз сразиться с неприятелем, но на тот момент Давид был занят своим любимым делом: он сидел дома и размышлял над законом Божиим. И что это был за дом! Дворец кедровый. Но что-то не давало Давиду покоя.

Однажды в разговоре с пророком Нафаном он поделился с этим старцем своей печалью и открыл ему желание сердца.

Окинув взглядом свои хоромы, Давид сказал: "Неправильно, что я живу здесь в роскоши, тогда как ковчег завета Господня - под шатром".

Нафан понял его с полуслова: храм! Великолепный храм! Наконецто будет построено постоянное пристанище ковчега!

"Конечно! воскликнул пророк. Все, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог!".

Но когда сей достойный пророк вернулся вечером домой, он обнаружил, что поспешил. Господь обратился в ту ночь к Нафану, говоря: "Пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания" (ст. 4).

На одно захватывающее дух мгновение Давид ухватил свою Синюю птицу за хвост, чтобы тут же выпустить ее из рук. Как Давид отреагировал на то, что его величайшей мечте не суждено сбыться? Как встретил свое разочарование? А как вообще люди реагируют на подобное?

Давайте заглянем в конец этой истории и посмотрим, как Давид воспринял эту обескураживающую весть.

По первом размышлении можно предположить, что, столкнувшись с крушением своих великих надежд, Давид должен был запереться у себя в комнате и прорыдать там всю ночь, - и никто не упрекнул бы его за это. Но подобные предположения только лишний раз показывают, насколько плохо мы знаем этого человека, которого возлюбил Господь.

Вместо того чтобы в негодовании хлопать дверьми и дуться на Бога, погружаясь в пучины жалости к самому себе, Давид со смирением принимает слово Божие: "Кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже! Что еще может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего?" (ст. 1618).

А затем он возносит хвалу Господу и народу Его: "Господи! нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя... И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать Себе имя" (ст. 2021).

Дальнейшее поведение Давида тоже весьма примечательно. Зная, что он может не дожить до того момента, когда строительство храма будет завершено, и зная, как еще молод и неопытен Соломой, Давид сделал все необходимые приготовления для того, чтобы его сын выполнил наказ Господень. Он стал директором распорядителем проекта, причем весьма удачливым. И вот он обращается к сыну своему со словами:

"Я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа нет веса, потому что их множество; и дерева и камни я также заготовил... Начни и делай; Господь будет с тобою" (22:1416).

Я бы сказал, что Давид неплохо справился со своим разочарованием. Как это у него получилось?

Бог велел ему коечто вспомнить.

Когда мы никак не можем что-нибудь забыть, давайте помнить об этом.

Глава 19 Отличная мысль - не обязательно мысль от Бога

Иногда я жалею, что написал книгу о молитве ("Не тратьте времени даром - молитесь"). Когда человек пишет на подобную тему, у читателей создается впечатление, что автор знает, о чем говорит. Но зачастую мы говорим о молитве больше, чем понимаем сами. Молитва всегда останется тайной: в ней больше непонятного, чем понятного. По крайней мере, для меня.

Так или иначе, но в мой адрес пришло немало писем, полных радости и счастья, от людей, чьи молитвы не остались без ответа. Но не меньшее количество писем приходит от людей, чью душу терзают сомнения и разочарования именно потому, что их мольбы не были услышаны. Они просят объяснить им, в чем они ошиблись, что сделали не так. Иногда мне пишут не для того, чтобы получить какой-нибудь совет, чтобы просто сообщить, что от молитв нет толку.

Однажды я получил письмо, где читатель приводит целый список из двенадцати "неотвеченных" молитв. И напротив каждой из них он приписал: "Вот ваше хваленое ходатайство!".

Читая мою книгу, он заново пережил боль разочарований, которые испытал, когда понял, что его прошения оказались тщетны. Он так и не смог об этом забыть. Но, оказывается, он такой не один! В книге я упомянул, что Господь остался глух к двум очень важным для меня молитвам: об исцелении моей матери и об исцелении моего сына. Это разочарование, которого мне не забыть.

Когда вы ищете Божьей помощи в подобных случаях, вам тяжело оставаться объективными. Бесспорно, мы и подумать не можем о том, что Господь допустит смерть наших близких. Но наши мысли не всегда совпадают с замыслом Божиим. И чуть позже я постараюсь доказать вам, что Божий замысел - лучший из возможных.

Мне вспоминается одна супружеская пара. Они получили большое наследство и пожелали распорядиться им во славу Божию. К ним обратились двое прихожан их церкви, которые собирались предпринять какуюто евангелизационную поездку и просили о финансовой поддержке. Они ее получили. Наверное, они до сих пор ею пользуются, только вот никто не знает - где. Никто, в том числе и та супружеская пара, которая так хотела послужить Господу своими капиталами. В результате - обида, гнев, негодование и... клятва никогда впредь не переступать порога церкви.

А какая это была прекрасная идея - поддержать миссионеров в далекой стране. Они даже молились об этом решении. А потом семнадцать долгих лет винили Бога в своем разочаровании. Однако со временем они все же пришли к пониманию того, что даже отличная мысль не всегда от Бога.

Тонкий вопрос

Многих верующих повергает в ужас фраза: "Открыть для себя волю Бо[84] Христиане обычно очень болезненно реагируют на нее. Дж. И. Пакер писал: "Источником беспокойства служит наше горячее желание того, чтобы Господь вел нас по жизни, неразрывно связанное с незнанием, как этого добиться, и страхом не добиться этого вообще". [85] Чувствуя себя недостаточно подготовленными для достижения этой заветной цели, мы ставим под сомнение и свою способность различать, в чем состоит для нас замысел Божий.

Более того, "наши желания неким незримым образом оказывают влияние и на наши мысли, и на нашу жизненную позицию". [86] Зачастую, стремясь отыскать Господню направляющую руку, мы просто ищем Божьего одобрения собственным поступкам и решениям.

Если все вышесказанное относится непосредственно к вам, не переживайте: вы попали в неплохую компанию.

Давид задумал прекрасное дело, просто замечательное. Пророк Нафан его поддержал. Построить храм Господень, дом для обитания Бога. Чем не великолепный замысел? Послушайте, какой ревностный огонь пламенел в Давидовом сердце:

Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:
"Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
Не дам сна очам моим и веждам моим дремания,
Доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова". (Псалом 131:15)

С какой стороны ни посмотреть, строительство храма было прекрасной задумкой. Ведь как бы там ни было, но ковчег-то действительно находился под шатром. Побуждения Давида были самые искренние. Он намеревался отблагодарить Господа Бога за все, что Тот сделал для раба Своего. Давид хотел завершить свое правление этим великолепным сооружением, чьи своды веками возвышались бы над Иерусалимом. Храм мог бы стать захватывающим дух и потрясающим воображение символом величия и славы Бога.

Как ни крути, но мы вынуждены признать, что нам не всегда известна воля Божия для каждой конкретной минуты нашей жизни. Мы узнаем о ней лишь тогда, когда Он Сам шаг за шагом открывает нам ее. Каждый человек строит свою систему распознавания Божьей воли, но Господь выше и несоизмеримо больше любой системы и любой теории. Мы должны научиться терпению, должны постараться привыкнуть к неопределенности.

Воители и созидатели

Знаете, почему Господь не разрешил Давиду построить храм? Об этом можно прочитать в Первой книге Паралипоменон (22:8): "Но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим".

У Давида руки были в крови, а такие руки не могут строить святый дом Господень. Но при этом Бог ни в чем не обвинял Давида. Он проливал кровь, потому что он был не просто царь, но воин, и так было угодно Богу. Он был воин, а не зодчий.

В последующих же стихах говорится: "Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломой.

И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему".

Итак, Давид был воитель, а Соломон - созидатель. Господь Сам поставляет нас на то или иное дело. Одних Он призывает сражаться, других - строить.

Здесь важно понять один важный момент: несоответствие Давида поставленной задаче не помешало Господу в Его замыслах - храм был построен.

Мой последний но времени период работы пастором был для меня самым счастливым. То была прекрасная церковь, гармоничные, доброжелательные люди. Мы вместе пережили немало прекрасных моментов и очень выросли духовно. Излишне говорить, что я получил от них немало комплиментов но поводу моего "выдающегося" пасторства! На самом же деле эта церковь находилась в довольно многолюдном районе, так что нам пришлось бы запирать двери, если бы мы захотели остановить неминуемый рост численности прихожан. Но не в этом был секрет.

Истинные причины многим были неведомы. А они заключались в том, что церковь эта имела довольно трудную историю. В свое время в ней существовала некая группка людей, которые "заправляли" всеми делами. Они выжили сначала одного пастора, а потом сделали все, чтобы и пришедший ему на смену покинул этот приход. Но затем там появился новый пастор, мой предшественник, с которым я был довольно близко знаком, и именно он круто изменил положение вещей. Это был удивительный человек. Он всегда напоминал мне бойцового петуха, рвущегося в драку. Он призвал всех тех "заправил" к себе и заявил, что в одной церкви им вместе тесновато: "Но я уходить не собираюсь".

Он и не ушел. Он вцепился в эту церковь мертвой хваткой и так и не выпустил ее из рук. Со временем те интриганы один за другим покинули общину, и он заложил основу прекрасной и здоровой церкви. К сожалению, ему не суждено было дожить до тех дней, когда она расцвела во всей своей красе. Это пришлось уже на мою пору.

К чему я это говорю? Дело в том, что я - не боец. У меня плохо получается конфликтовать. Не думаю, что мне удалось бы добиться того же успеха, что и этому уважаемому служителю Божию. Он был истинный воин, я же, скорее, созидатель. К сожалению, чаще всего именно строителю достаются все лавры, которых он, по сути, не заслуживает.

Итак, у вас в голове может возникнуть прекрасная идея, но она может быть и не от Бога.

У вас в голове может возникнуть прекрасная идея, и она может быть от Бога, но быть несвоевременной.

У вас в голове может возникнуть прекрасная идея, и она вполне может быть от Бога, но предназначена не для вас.

Забытые мечты

С 1903 по 1989 год в городе Мемфисе, штат Теннесси, существовала великая, благословленная Богом церковь. Она приобрела столь необычайную популярность благодаря великолепному ораторскому таланту ее пастора Роберта Дж. Ли, который служил в ней с 1927 по 1960 год. Именно в то время Баптистская церковь Бельвью сделалась - и остается по сей день - одной из самых престижных кафедр страны.

Но община оказалась в стесненном положении: ей некуда было разрастаться. Все прилегающие к ней здания и земля были необычайно дороги, поэтому под чутким руководством нынешнего пастора Адриана Роджера были составлены планы по переносу этой исторической церкви на другое место. Если вы никогда в жизни не участвовали в проектах таких гигантских масштабов, требующих и физических, и моральных усилий, вам этого не понять.

Так или иначе, но земля была найдена в семнадцати милях от Мемфиса, в местечке Кордова. Скупив участки у пяти владельцев, церковь приобрела четыреста акров площади. Но добраться дотуда было практически невозможно: в городок вела одна-единственная разбитая дорога. Так что пришлось потратить около двух миллионов долларов на то, чтобы построить новую дорогу, и не только.

И вот в 1989 году Баптистская церковь Бельвью вступила во владение великолепным и весьма просторным комплексом. Главное церковное здание вмещает в себя семь тысяч прихожан, которые стекаются туда но воскресеньям на две утренние службы. К нему прилегает тридцать один акр асфальтированных автостоянок. Это восемь миль отличных бордюров, тысяча двести восемьдесят пять дверей, шестьдесят пять фонтанов, пятьдесят туалетов, восемьдесят семь общественных телефонов, более двухсот человек обслуживающего персонала и свыше двадцати двух тысяч членов. Сооружение оценивается в тридцать четыре миллиона долларов и имеет ежегодный бюджет в восемь миллионов.

Но главные характеристики этой церкви не материальные, не физические, а духовные. Это одна из самых живых и действующих церквей, которые я видел. Это замечательная церковь, но не потому что у нее широкий размах и она крепко стоит на йогах в финансовом смысле, а потому что на всех этих людях лежит благословение Божие.

Но это еще не все. Один из пяти человек, который продал свой участок этой церкви, рассказал удивительную историю: "Вам известно, у кого я в свое время приобрел это - кусок земли? Здесь когда-то жил один пожилой баптистский проповедник, который бродил по этим местам и молился, чтобы когда-нибудь Господь воздвиг на этом месте баптистскую церковь".

У этого человека была мечта, которой не суждено было сбыться на его веку. Но Господь ответил на его молитвы. Храм был построен.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика