3 2 1

Отступление от Евангелия

Джон Оуэн

(По Евр.6:4-6. Фрагмент)

Что такое отпадение от Евангелия? Можно ли потерять спасение? Что говорит об этом ап. Павел в Евр. 6:4-6? Как понимать его слова?

Христианское управление финансами

"Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему".(Евр. 6:4-6)

КОНТЕКСТ.

Отрывок начинается словом «ибо», что побуждает обратить внимание на то, что говорится до него, на причину, по которой были написаны эти стихи. Сразу перед ними мы видим фразу «если Бог позволит». Дальше, в ст. 9, автор выражает уверенность, что верующие находятся в лучшем состоянии, в состоянии, которое сопровождает спасение. Тем не менее, он предупреждает их, чтобы они не уподобились людям, которые описываются в Евр. 6:4-6. Он обвиняет их в лени и беспечности. Вместо роста, умножения познания в вере и христианской жизни, они стояли на месте или шли назад. Поэтому автор предупреждает евреев о подстерегающей их опасности, если они не покаются в своем поведении. Отсутствие роста в познании Евангелия и повиновении его заповедям влечет за собой опасность возвращения в состояние неверия и невежества, из которого они были спасены, опасность полного отвержения Евангелия. Чтобы предупредить их, он описывает состояние людей, которые как казалось, начали хорошо, открыто исповедали Евангелие, но затем из-за беспечности и лени вернулись в прежнее состояние, к прежнему поведению. Таким образом, они отпали.

ОПИСАННЫЕ ЛЮДИ.

О них говорится, что благодаря Евангелию у них были великие духовные преимущества. Однако эти люди пренебрегали ими. Именно поэтому они оказались в таком опасном состоянии отпадения, из которого уже не смогли выбраться (Евр. 2:3).

Преимущества этих людей проистекают из особых действий Святого Духа. Эти действия происходили только во времена Евангелия. Люди не могли стать их участниками, исполняя иудейский закон. Они приобщились к действиям Духа не через дела закона, а через наставление в вере (Гал. 3:2). Эти преимущества свидетельствуют о том, что они были знакомы с великими преимуществами Евангелия.

Здесь нет ясного упоминания о завете благодати или милости по отношению к ним. Не говорится о деле любви или послушания, которое они бы совершили. Не говорится, что они оправданы, освящены или усыновлены Богом. В последующих стихах автор выражает надежду и убежденность в том, что читатели не принадлежат к описанным людям и что они не отпадут и не погибнут. В его доказательстве выделим три пункта.

1. У истинно верующих есть качества, которые сопровождают спасение. Они неотделимы от спасения. Качества, описанные в прочитанном отрывке, можно отделить от спасения, иначе аргумент автора о том, что они находились в безопасности, был бы неубедительным.

2. Истинно верующие познаются по своему повиновению и по плодам веры в вашей жизни. Это - «дело и труд любви» (Евр. 6:10). На основании этого автор говорит, что истинно верующие отличаются от описанных здесь людей, которым грозила вечная погибель. Никто, обладающий плодами веры и искренней любви, погибнуть не может.

3. Истинно верующие живут под Божьей заботой, благодаря Его верности. Бог обещал сохранить их для вечности: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл…» Но Бог обещал сохранить от вечной погибели только тех, кто находится в завете благодати. Это обещание не относится к людям, описанным в Евр. 6:4-6. О них не говорится как о тех, кого Бог обещал хранить вечно, но совсем наоборот. Здесь описываются некоторые преимущества Евангелия. Их получили те, кто внешне принял его, независимо от своего возрождения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЕВАНГЕЛИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СОПРОВОЖДАЮТ СПАСЕНИЕ

Первое преимущество — просвещение.

Одно из толкований этой фразы связано с Сирийским переводом Библии: «однажды крещены». В ранней церкви крещение также называлось просвещением, а слово «просветить» использовалось в смысле «крестить». Дни крещения новообращенных назывались «днями света». Сирийский переводчик, вероятно, именно это имел в виду. Слово «однажды» указывает, что в таком толковании есть определенный смысл. Согласно взгляду, которого многие века придерживалась Церковь, крещение должно проходить только один раз. Они называли крещение «просвещением», потому что, будучи обрядом посвящения, оно вводило новообращенного в таинства Церкви. Через крещение новообращенный выходил из царства тьмы в Царство света и благодати. Крещение было началом и основанием участия в упомянутых здесь других духовных преимуществах. Все это является подтверждением тому, что такое толкование этого места возможно.

Но слово «просвещение» имеет и другое толкование. Прошло, по крайней мере, один или два века после написания книг Нового Завета, пока это слово начало использоваться в мистическом смысле по отношению к крещению. Во всем Писании оно обладает другим смыслом, указывающим на внутреннее действие Духа, а не на внешний обряд. Приписывание слову особого значения, отличного от его значения в других местах Писания, является своеволием, если только сам отрывок не заставляет нас этого сделать. Рассматриваемый отрывок не предполагает такого толкования. Что же касается слова «однажды», оно относится не только к «просвещению», но равно и к другим преимуществам, описанным в этом отрывке. Слово однажды» означает не более, чем то, что описанные люди истинно были соучастниками этих преимуществ и благословений.

Быть просвещенным означает быть наученным Евангелию. Еврейское слово «учить» часто переводится на греческий как «просвещать» (Исх.4:12; Пс.118:33; Пр.4:4). Еврейское слово «научить» переведено в Септуагинте (греческом Ветхом Завете) как «просвещенный» (Суд. 13:8; 4 Цар. 12:2; 17:27) обозначает: освещать, озарять, просвещать; открывать, являть; светить. Павел использует то же греческое слово в 1 Кор 4:5: «Который и осветит скрытое во мраке»; в 2 Тим 1:10: «...явившего жизнь и нетление через благовестие»; в Ин. 1:9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Христос просвещает через учение.

Павел говорит: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). «Просветить познанием славы» означает научить доктрине Евангелия, чтобы духовно ее охватить. Евангелие требует от нас, чтобы мы духовно познали две вещи.

Евангелие требует, чтобы мы познали и духовно охватили те вещи, которые оно открывает нам своим светом. Это познание дается нам самим Евангелием. Оно дает нам «жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10). Евангелием мы призваны из тьмы в Его чудный свет (1 Пет. 2:9). Мир без Евангелия - это царство сатаны (1 Ин. 5:19). Весь мир и все, что принадлежит миру, лежит во власти лукавого, князя силы тьмы. Поэтому мир наполнен тьмой. Мир – это темное место (2 Пет. 1:19). В мире правят и царят невежество, глупость, заблуждения и предрассудки. Сила этой тьмы держит людей вдали от Бога, они не знают куда идут. Такое состояние называется хождением во тьме (1 Ин.1:6). Противоположность хождению во тьме - хождение в свете (1 Ин. 1:7). Оно просто означает хождение в познании Бога во Христе через Евангелие. Именно благодаря этому научению в познании Евангелия оно названо «просвещением». Оно само по себе есть свет.

Чтобы понять и охватить эти духовные истины Евангелия, сам ум должен быть «просвещен». Знание Евангелия изгоняет тьму, невежество и путаницу, которыми наполнен естественный ум. Знание доктрин Евангелия о личности Христа, о том, что Бог примиряет во Христе с Собою мир, о положении Христа, о Его делах, о Его посредничестве вместе с другими основными доктринами Божественного откровения, зажигают в разуме людей духовный свет. Этот свет дает им способность понять то, что раньше было совершенно скрыто от них по причине отчуждения от Божьей жизни и невежества (Еф. 4:18). Существует несколько ступеней этого просвещения и знания. Они зависят от того, как учат людей, от способности принять то, чему их учат, а также от усилий, прилагаемых к тому, чтобы запомнить это. Но просветить ум могут только доктрины Евангелия. Только они могут освободить его от тьмы и невежества (2 Пет. 1:19-21).

Таково первое преимущество, которым обладали люди, о которых говорится в Евр. 6:4-6. Они были просвещены через наставление в доктринах Евангелия. Через наставления Дух Святой оставил в их разуме Свой след. Это присуще как верующим, так и неверующим. Итак, мы узнаем три великие истины.

1. Для человека большое преимущество и проявление милости к нему, когда он просвещен доктриной Евангелия, когда Дух святой, действуя в нем, оставляет в его разуме отпечаток истины Евангелия.

2. Это великое преимущество и милость могут быть потеряны из-за греха пренебрежения. Тогда греховность и осуждение тех, кто однажды стал участником этой чести, только усиливаются.

3. Когда человек полностью пренебрегает этим преимуществом, когда он не старается расти в познании Евангелия, его положение становится очень опасным и может привести к полному отступлению без возможности покаяния.

Для того, чтобы мы могли исследовать себя и узнать, не являемся ли мы такими людьми, какие описаны в этом отрывке, мы должны понять, что же это за преимущества, которые не сопровождают спасение.

Первое преимущество — «духовное просвещение». Существует такое знание о духовных вещах, которое является полностью естественным, академическим. Такое знание Писания можно получить без особого действия Святого Духа, через изучение, как в любой науке или искусстве. Просвещение, о котором идет речь в прочитанном отрывке является даром Святого Духа. Оно отличается от естественного знания и стоит выше него, так как приближает человека к духовным вещам настолько, насколько естественное знание приблизить не может. Естественный ум считает духовные вещи безумием (1 Кор. 2:14). Духовное просвещение дает разуму удовлетворение и радость в духовных благословениях, которые оно открывает. Хотя Евангелие и может остаться не до конца понятым, просвещение открывает его как «путь правды» (2 Пет. 2:21). Все это побуждает разум к тому, чтобы серьезно подумать о Евангелии.

Естественное знание не имеет большого влияния на душу, оно не сдерживает ее от греха и не побуждает к повиновению. Имея такое естественное знание, многие грешники чувствуют себя в безопасности и считают, что никогда не погибнут. Однако духовное просвещение воздействует на разум и душу, оно дает способность воздерживаться от греха и выполнять все известные ему обязанности. Люди, находящиеся под влиянием этого просвещения и его обличения, часто живут праведно и непорочно в мире, они не вызывают конфликтов между миром и христианством. Такое духовное просвещение сопровождается определенными духовными дарами (Мтф. 7:22). Однако само по себе естественное просвещение и знание не сопровождаются духовными дарами. Духовное просвещение - это не тот свет и познание, которые ведут душу ко спасению и святой жизни. Оно - первый шаг, ведущий к ним. Духовное просвещение может дать разуму проблеск красоты, славы и превосходства духовных вещей, однако не дает ни их прямого и постоянного видения. К нему невозможно прийти через разум, оно дается только по благодати (2 Кор. 3:18; 4:6). Это духовное просвещение также не преобразует душу в образ Христов. Оно не запечатлевает этот образ в воле и сердце, как это делает спасающее просвещение и знание (2 Кор. 3:18; Рим. 6:17; 12:2).

Второе преимущество: «вкусили дара небесного».

Вопрос заключается в том, что такое небесный дар и что значит вкусить его?

«Божий дар» иногда относится к даянию как действию. «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15) Этот дар заключался в том, что Бог дал коринфянам дух заботы и щедрости в помощи бедным святым. Он назван «Божьим даром» - «по мере дара Христова» (Еф. 4:7), то есть по мере того, как Богу было угодно дать людям проявления Духа (Рим. 5:15-17; Еф. 3:7).

Божий дар относится также к тому, что дается (Иак. 1:17). «Если бы ты знала дар Божий» (Ин. 4:10), то есть то, что дано Богом. Некоторые считают, что здесь речь идет о Христе, однако контекст ясно показывает, что здесь говорится о Святом Духе, потому, что именно Он есть «живая вода», которую обещал дать Господь.

Слово «дар» как то, что дает Бог, везде относится ко Святому Духу. Если это так, то слово «дар» в тексте Деян. 2:38 («...и получите дар Святого Духа») означает не то, что дает Дух Святой, а Сам Святой Дух. Дух Святой дается в силе чудес (Деян. 10:45; 11:17). Поэтому Дух Святой - это великий Божий дар Нового Завета.

О Духе Святом говорится, что Он «небесный», потому что Он пришел с небес. Также это может относиться только к Его силе и действиям, потому что они исходят с небес в противоположность всему земному и плотскому. В основном же о Нем говорится, как о посланном за Христом после Его вознесения (Деян. 2:33) и после того, как Христос воссел одесную Бога.

Обетование Святого Духа заключалось в том, что Он будет послан с неба, или «свыше». О Боге также говорится, что Он «вверху», что то же самое, что и на небе (Вт. 4:39; 2 Пар. 6:23; Иов. 31:28; Ис. 32:15; 24:18). Когда Дух Святой сошел на Господа Христа, чтобы помазать Его, небеса «отверзлись» - Дух сошел свыше (Мф. 3:16). В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов как «шум с неба». Он послан с небес (1 Пет. 1:12). Поэтому, хотя Дух Святой и можно назвать небесным, и это значение нельзя полностью исключать из значения фразы «небесный дар», все же эта фраза говорит в основном о ниспослании Духа после вознесения Христа и Его прославления на небесах. Итак, Дух Святой - это тот небесный дар, о котором говорится в Евр. 6:4-6. Возражения против такого толкования заключается в том, что о Духе святом ясно говорится сразу после этой фразы. Зачем повторяться дважды? Ответ состоит в том, что повторение одной мысли разными словами естественно тогда, когда нужно подчеркнуть ее. Это особенно необходимо, когда, как в данном случае, существует несколько аспектов одного предмета.

Преимущество, заключающееся в том, что они стали «причастниками Духа Святого», может быть объяснением того, что такое «небесный дар». Такая ситуация обычна в Писании, поэтому нет никакой причины отвергать толкование только по той причине, что одна и та же мысль повторяется дважды. Это толкование подходит к рассматриваемому отрывку и подтверждается постоянством смысла используемого слова. О Духе Святом здесь говорится как о великом даре времен Евангелия, сошедшем с небес. Это не значит, что Он уже не на небесах, но то, что у Него есть особая роль на земле. Эта роль Святого Духа заключалась в том, чтобы изменить поклонение Богу в Его Церкви. В следующем преимуществе о Нем говорится с почтением к Его внешнему действию. Он был обетованным небесным даром, который должен был быть дан в Новом Завете. Через Него Бог установил новый путь с новыми обрядами поклонения. Святому Духу было дано реформи-ровать церковь, Его время пришло (Евр. 9:10). Господь Христос, вознесшись на небеса, оставил поклонение Ветхого Завета таким, каким оно было со времен Моисея, хотя оно стало практически излишним. Он заповедал Своим ученикам ничего не менять, пока не будет послан Дух Святой с небес (Деян. 1:4-5). Придя, как великий Божий дар, обетованный для времен Нового Завета, Он отменил Моисеево поклонение. Он это сделал, открыв все, что символизировало и на что указывало поклонение Моисея. Святой Дух установил новое поклонение Евангелия, оно должно было заменить старое поклонение в храме.

Дух Божий был дан, чтобы показать Евангелие в духе и истине, Он - это тот небесный дар, о котором говорится в Евр. 6:4-6. Поэтому к евреям и обращено предупреждение: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (Евр. 12:25). Говорящий с небес - это Иисус Христос, Который говорит сегодня, во времена Евангелия, "Духом Святым, посланным с небес" (1 Пет. 1:12).

Что же значит «вкусить дара небесного»? Слово «вкусить» означает не более, чем попробовать что-то. Так происходит, когда мы пробуем пищу. Мы пробуем ее, чтобы решить, будем мы есть ее или нет. Т.о., вкусить не означает проглотить или съесть. Когда мы пробуем что-то, что нам не нравится, мы выплевываем пищу и отказываемся есть ее. На кресте Христос вкусил вина, после чего не захотел его пить (Мф. 27:34).

В некоторых отрывках Писания слово «вкусить» похоже, говорит о принятии пищи. "Давид поклялся, говоря: «…то и то пусть сделает со мною Бог... если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2 Пар. 3:35). Однако, смысл здесь заключается в следующем: "Я даже не попробую хлеба, не говоря уже о том, чтобы есть его, до захода солнца" (Из-за своей клятвы Давид не мог есть.) Когда Ионафан сказал, что он только вкусил меда (1 Цар. 14:29), он оправдывал себя, говоря, что он не ел, вопреки повелению Саула, а только попробовал мед.

Это слово говорит о человеке, пробующем что-то. Благодетельная жена «чувствует (использовано слово: вкусите), что занятие ее хорошо» (Пр. 31:18). Другими словами, она попробовала свое занятие и нашла его хорошим. В Евр. 6:4-6 говорится о людях, которые испытали действие Святого Духа и нашли его благим. Часто слово «вкусить» означает «испытать»: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Также и Петр говорит: «...вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:3). Т.о, «вкусить» означает попробовать что-то самому.

Духовные преимущества, которые испытали на себе евреи, были переживаниями Святого Духа как Божьего дара, предлагаемого через Евангелие. Они увидели, что Он открывает истину и дает новое, духовное, евангельское поклонение Богу. Благодаря Святому Духу они пережили славу и великолепие этого нового состояния. Такое переживание было не у всех. Вкусив его, они убедились, что оно было гораздо лучше, чем поклонение, к которому они привыкли раньше.

Они испытали величие Евангелия, данного Святым Духом, посланным с небес. На них это произвело большое впечатление. Но сейчас они находились в опасности пренебречь этим преимуществом. У них было искушение оставить лучшее зерно и вернуться к плевелам.

Размышляя над этими великими духовными преимуществами, мы узнаем четыре великие истины.

1. Мы узнаем, что в Новом Завете все Божьи дары — это небесные дары (Ин. 3:12; Еф. 1:3). Поэтому берегитесь, чтобы не пренебрегать ими (Евр. 2:3).

2. Мы узнаем, что, согласно Новому Завету, Святой Дух — великий Божий дар, открывающий тайны Евангелия и устанавливающий таинства духовного поклонения.

3. Мы узнаем, что в этом духовном даре есть благость и слава, которую могут вкусить или испытать в определенной мере люди, не получившие их для спасения. Они понимают истину этого слова, но не имеют силы, дающей жизнь. Они видят внешнее поклонение в церкви, но не видят и не понимают ее внутренней духовной красоты. Они увидели дары церкви, но не ощутили ее благодати.

4. Мы узнаем, что отвержение Евангелия в его истине и поклонении после вкушения его богатства и величия — это великое оскорбление Бога. Такой человек находится в опасности навечно попасть под Божий гнев.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Молитвенные нужды
    Братья и Сестры!Прошу помолитесь за моего друга Алексея Пехт...
    От кого: Виктор
  • Молитвенные нужды
    Прошу поддержать в молитве о освобождении моей сестры из тем...
    От кого: Светлана
  • Молитвенные нужды
    Очень прошу помолиться за финансы в нашей семье, чтобы Папоч...
    От кого: ИС

Курс по изучению Библии

Яндекс.Метрика