На сегодняшний день широко распространенной моделью управления церковью является, условно называемая, «пирамидальная» модель (епископальная форма организации церкви). Суть ее состоит в том, что на вершине «пирамиды» находится глава объединения церквей (в разных христианских конфессиях он может называться по-разному: патриарх, папа Римский, архиепископ, начальствующий епископ, глава союза или объединения церквей и т.п.) Но мы должны понимать, что название не меняет сути. Пирамидальная структура всегда предполагает существование одного человека, к которому стекаются все рычаги управлени и власти в церкви (либо союзе церквей). Такая модель управления церковью неизменно приводит к авторитарности, где зачастую действие Божье посредством Духа Святого (теократия) подменяется действием личности, подверженной ошибкам и субъективному взгляду (автократия).
Вместе с тем, демократический метод управления церковью, где большинством голосов решается правильность тех или иных догм и направлений в движении церкви также представляется неверным. Как невозможно представить себе многодетную семью, в которой любые решения принимались бы на основании общего голосования, где количество голосов детей было бы подавляющим, точно так же невозможно себе представить церковь, в которой духовные младенцы, составляющие, как правило, большую часть этой церкви, решают судьбоносные вопросы.
Таким образом, кажется правильным, что между двумя крайностями: автократией и демократией, находится та единственно правильная область управления церковью.А именно, Бог поставляет на служение не одного а несколько служителей равного ранга, духовно зрелых, наделенных духовными дарами так, чтобы они, входя в общий совет, могли дополнить и обогатить собою друг друга. Библия называет таких людей епископами (надзирателями — исходя из их функции смотреть), либо пресвитерами (старейшинами — исходя из их качеств: духовная зрелость, опыт, мудрость и т.п.). Таким образом, поместная церковь, избирая для своего служения епископов (пресвитеров), тем самым, делегирует этим людям полномочия по управлению церковью, доверяя им и соглашаясь с тем, что данная группа людей будет управлять общиной наиболее эффективным образом.
Поэтому, нам видится правильным метод управления церковью посредством совета пресвитеров (епископов), в котором каждая поместная община с епископами и дьяконами является духовно и административно самостоятельной частью Вселенского Тела Христового. Мы убеждены, что всевозможные союзы и объединения церквей могут происходить только на основе признания постулата о самостоятельности каждой отдельной церкви и невмешательства в каноническую деятельность этой церкви сторонних административных структур, кем бы они не были учреждены и какими бы звания и саны не приписывали себе лидеры этих структур.
Мы признаем безусловного и единственного Лидера, Который есть Истинный Глава христианской церкви — это Иисус Христос, Он же и ее Спаситель.
Таким образом, отношения между церквями должны строиться на принципе братской любви, которая заставляет сильных сносить немощи бессильных, влияя на бессильных, такой властью Духа Святого, чтобы те, под воздействием этого влияния, духовно возрастали и назидались. И, чтобы, в конечном итоге, всем нам
прийти в единство веры и вырасти в мужа совершенного, в меру полного возраста ХристоваПослание к Ефесянам 4:13
Мы считаем, что всякая административная власть, применяемая людьми для управления объединениями церквей, не носит духовного, Божьего характера. Поэтому, употребление это власти равно негативно сказывается на управлении церковью как в масштабах поместной общины, так и в масштабах объединения общин.
Начиная с первоапостольских церквей и доныне, широко известны многочисленные случаи, когда люди, злоупотребляя властью, превращали церкви или объединения в закрытые группы сообществ, куда невозможно было достучаться истинным служителям Божьего Слова:
… но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас…3 Послание Иоанна 1:9
Либо же, наоборот, целые объединения были втянуты в так называмое экуменическое движение, где совершались литургии с чуждыми истинному христианству религиями и культами.
В заключение, предлагаем вам самостоятельно разобраться в этом вопросе, на который Библия проливает Свой Божественный свет.
Наиболее полно и удачно, на наш взгляд, этот вопрос освещен в книге А.Строка «Руководство церковью. Библейские принципы». автор на основании анализа библейских текстов приходит к недвусмысленным выводам о том, какой должна быть истинная модель управления церковью
Читать: «Совместное руководство церковью». А Строк. ( выдержки из гл.10 книги «А.Строк. «Руководство церковью. Библейские принципы»).