Избрание.

Чарльз Сперджен

true

«Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа». (2 Фесс. 2:13-14)

Если бы в священном Слове не было другого места, в котором бы говорилось об избрании, то этих стихов было бы достаточно для того, чтобы мы были вынуждены признать истинность великого и славного учения о том, что Бог уже давно избрал семью Своих детей. Но у человека, похоже, есть природная враждебность по отношению к этому учению, и, хотя почти все остальные учения принимаются христианами — одни с осторожностью, другие с радостью, — учение об избрании очень часто не принимается и отвергается.

В своей проповеди, во-первых, я докажу истинность этого учения: «…Бог от начала… избрал вас ко спасению…» Во-вторых, я скажу несколько слов о безусловности избрания: «…Бог от начала… избрал вас ко спасению…» не для освящения, а «чрез освящение Духа и веру истине». В-третьих, покажу, что избрание вечно, потому что написано: «…Бог от начала… избрал вас…» В-четвертых, отмечу, что избрание личное: «…избрал вас…» После этого мы рассмотрим результаты этого учения, посмотрим, к чему оно приводит. И, наконец, если поможет нам Бог, мы поговорим о его последствиях. Мы сорвем цветок и, подобно пчеле, проверим, есть ли в нем нектар, может ли что доброе выйти из него, или в нем содержится одно только зло.

Во многих наших церквах считается большим грехом проповедь на тему избрания, потому что, как считают люди, в ней не может быть никакой «практической» пользы. Я убежден, что в этом они заблуждаются. Все, что открыто нам Богом, открыто с определенной целью. В Писании нет ничего, чему нельзя было бы под водительством Святого Духа найти практическое применение, ибо «все Писание богодухновенно и полезно» для достижения различных духовных целей. Конечно, основываясь на Писании, невозможно проповедовать свободную волю. И это нам хорошо известно, но Писание дает убедительное основание для практической беседы на тему о благодати. Учение о благодати приводит к прекрасным практическим результатам, когда истина о неизменной любви Бога проникает в сердца святых и грешников. И сейчас, я надеюсь, некоторые из вас, пораженные одним звучанием слова «избрание», скажут себе: «Хорошо, я внимательно послушаю, забыв о своих предрассудках, просто послушаю, что собирается сказать этот человек». Не закрывайте свои уши, решив что это учение — крайность. Кто дал вам право решать, является оно крайностью или нет? Для чего противопоставлять себя Божьему учению? Вспомните, что произошло с детьми, которые решили посмеяться над Божьим пророком: «Иди, плешивый! иди, плешивый!» Не говорите ничего плохого о Божьих учениях, чтобы дикое животное случаем не вышло из леса и не поглотило вас. На этом пути человека подстерегает и другое зло, помимо открытого суда с неба. Смотрите, чтобы оно не обрушилось на вашу голову. Отбросьте свои предрассудки, слушайте, что говорит Писание. А когда вы примете истину, если Богу будет угодно явить ее вашим душам, то не бойтесь признать это. Признать, что вчера вы ошибались, значит сказать, что сегодня вы стали чуть мудрее. Изменение мнения не бросает тень на вас, а, напротив делает честь вашему разуму и показывает, что вы растете в познании истины. Нет ничего постыдного в том, чтобы учиться, и отказываться от прежних учений и взглядов, и принимать то, что соответствует Писанию. Но если вы увидите, что это учение не соответствует Слову Божьему, тогда, чтобы я ни говорил и на какие бы авторитеты ни ссылался, прошу вас, если вы любите свои души, отвергните это учение. И если с этой кафедры вы услышите нечто, противоречащее Библии, то помните, что Писание обладает высшим авторитетом, и любой проповедник должен ему подчиниться. Мы не должны становиться на Библию во время проповеди, мы должны проповедовать, держа ее над головой. В конце концов, я хорошо осознаю, что гора истины выше, чем мы способны увидеть, тучи и тьма скрывают ее вершину, и мы не можем разглядеть ее пик. Но мы попробуем поговорить об этом настолько полно, насколько нам позволяют наши возможности. Однако мы смертны, мы ошибаемся, поэтому я призываю вас использовать свой разум. «Духов испытывайте, от Бога ли они». И если после серьезных размышлений на коленях вы придете к выводу, что учение об избрании ложно — а я с трудом могу поверить, что вы придете к такому выводу, — тогда откажитесь от него. Не слушайте проповеди о нем, но веруйте и исповедуйте то, что вы считаете истиной Слова Божьего. Это все, что я могу сказать в качестве вступления.

I. Истинность учения об избрании.

И позвольте мне начать с argumentum ad hominen (Дословно с латинского: доказательство для человека; здесь: доказательство, основанное на убеждениях самих слушателей. — Прим. пер.). Я буду иметь в виду ваши привычные взгляды и мнения. Некоторые из вас принадлежат к англиканской церкви, и я рад видеть вас здесь. Хотя время от времени я очень резко говорю о государственной церкви, я все же люблю старую церковь, ибо к ней принадлежат многие благочестивые служители и выдающиеся святые. Я знаю, что вы твердо верите в те учения, которые зафиксированы в 39 статьях как истинные. Я напомню вам, что в этом документе говорится об избрании, поэтому, если вы доверяете ему, то не можете не принять избрание. Я прочитаю отрывок из 17 статьи о предопределении и избрании: «Предопределением к жизни называется извечный замысел Бога, в соответствии с которым (прежде создания мира) Он навсегда принял решение по Своей воле, тайной для нас, избавить от проклятия и осуждения тех, кого Он избрал во Христе из человечества, и привести их через Христа к вечному спасению как сосуды приготовленные для чести. Благодаря этому, одаренные Богом (люди) таким прекрасным даром в свое время в соответствии с замыслом Бога призываются Духом, по благодати они повинуются призыву, оправдываются даром, становятся детьми Божьими по усыновлению, делаются подобными образу его единородного Сына Иисуса Христа, верой совершают добрые дела и с течением времени по Божьей милости достигают вечной славы».

Как мне кажется, любой человек, принадлежащий к англиканской церкви, если он искренний и истинный верующий, должен твердо верить в избрание. Правда, если он обратится к «Книге общей молитвы», то найдет утверждения, противоречащие учению о благодати и Писанию в целом. Но статьи утверждают, что Бог избрал людей к вечной жизни. Не могу сказать, что мне по душе статьи как таковые, просто я хотел показать, что если вы принадлежите к официальной церкви Англии, то вы не должны возражать против учения о предопределении.

Я могу сослаться еще на один авторитетный источник в поддержку учения об избрании: старое вероисповедание вальденсов. (Вальденсы — последователи Пьера Вальдо, 1170 г. См.: Питер Джеффери, Настольная книга христианина, — Мн.: Церковь «Завет Христа». — Прим. пер.) Если вы обратитесь к старому символу веры вальденсов, который был сформирован в пору жесточайших гонений, то убедитесь, что выдающиеся защитники христианской веры без колебаний принимали это учение как истину от Бога. Я переписал из старой книги одну из статей их веры: «Бог спасает от растления и проклятия тех, кого Он избрал прежде создания мира не по благорасположенности, вере или святости, которые Он предвидел в них, а по одной только милости в Иисусе Христе Его, Сыне, пройдя мимо остальных [людей] в соответствии с непостижимой причиной, которая кроется в Его свободной воле и справедливости».

Как видите, я не учу ничему новому. Я с радостью провозглашаю мощное древние учение, которое окрестили кальвинизмом, но которое по своей сути истинно, есть учение открытое Богом в Иисусе Христе. Я возвращаюсь в прошлое и обращаюсь к отцам, апологетам и мученикам, которые протягивают мне руку общения. Если бы я был пелагианин или верил в свободную волю, мне пришлось бы идти через столетия в одиночестве; немногочисленные еретики, не заслуживающие уважения, назвали бы меня своим братом. Но, веруя в эту истину, я вижу в прошлых столетиях моих сотоварищей. Множество христиан придерживаются тех же убеждений, что и я, и признают их истинной верой Божьей церкви.

Я также приведу пример из старого баптистского вероисповедания. В этом собрании большинство присутствующих — баптисты, поэтому нам интересно узнать, чему учили наши отцы. Около двухсот лет назад баптисты собрались вместе и опубликовали свое вероисповедание, чтобы прекратить нападки на свои верования. Я открываю книгу, которую мы только что издали, «Баптистское вероисповедание». (На русском языке был издан краткий вариант, содержащий само вероисповедание и комментарии Чарльза Сперджена и Питера Мастерса, книга названа «Баптистское вероисповедание 1689 года». — Прим. пер.) В третьей, четвертой и пятой статьях я нахожу следующие утверждения: «По вечному решению Божьему некоторые люди и ангелы предопределены (или предназначены) к вечной жизни через Иисуса Христа для явления Его славы, в похвалу благодати. Иные же оставлены действовать в грехе своем, ожидая справедливого осуждения. Предопределенные таким образом ангелы и люди индивидуально и неизменно отмечены, количество их обозначено определен но, и его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Каждого человека, предназначенного для жизни, Бог избрал до сотворения мира согласно Его извечному и неизменному намерению и тайному замыслу по благоволению воли Своей. Бог избрал их во Христе для вечной славы единственно по Своей щедрой благодати и любви, не руководствуясь чем-либо в человеке, что могло бы побудить Его к избранию».

Что касается этих трех документов, написанных человеком, то я не собираюсь основывать свою веру на них. Мне не так уж важно, что они говорят «за» или «против» этого учения. Я использовал их лишь в качестве подтверждения нашей веры. Прошлое на моей стороне. А настоящее меня интересует меньше. Дайте мне прошлое, и я буду надеяться на будущее. Если настоящее противостоит мне, я не поколеблюсь. Для меня не имеет никакого значения, что большинство церквей в Лондоне отказались от великих фундаментальных Божьих истин. Если нас, непоколебимо верующих во всевластие нашего Бога, будет только горстка, если на нас будут нападать враги и даже наши братья, которые должны быть нашими друзьями и помощниками, то все это не имеет никакого значения, если на нашей стороне прошлое — целая армия мучеников и славное войско апологетов — наши сторонники. Свидетели истины на нашей стороне. Имея такую поддержку, мы не станем говорить, что мы чувствуем себя в одиночестве, но воскликнем: «Смотрите, Бог сохранил для себя семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом!» Но самое главное, конечно, что с нами Бог.

Библия и только Библия содержит великую истину. Слушатели мои, вы не верите ни в какую иную книгу, не так ли? Если бы я мог обосновать это учение при помощи всех христианских книг, если бы воспользовался Александрийской библиотекой для доказательства, вы бы не стали доверять моим словам ни на йоту больше. Но вы, конечно, поверите тому, что написано в Слове Божьем.

Я подобрал несколько мест, чтобы прочитать вам. Зная, что вы неохотно принимаете это учение, я с радостью обрушу на вас поток стихов, чтобы изумить вас, чтобы лишить почвы для сомнений по поводу этой истины. Позвольте мне обратиться к тем отрывкам, в которых люди Божии названы избранными. А если люди названы избранными , то, конечно, должно быть и избрание . Если Иисус Христос и Его апостолы обычно называли верующих избранными, то мы обязательно должны верить, что они ими являются, а иначе само слово теряет смысл. Иисус Христос говорит:

«И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк. 13:20)

«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Мк. 13:22)

«И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13:27)

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18:7)