Кальвинизм и арминианство

(таблица для сравнения)

Каин и Авель — спасение от дел и спасение по вере, арминианство и кальвинизм — два пути служения Богу. Один из этих путей — человеческий, служение Богу по собственному усмотрению. Другой путь — Божий, угодный Богу, принимаемый Богом.

Люди приписывают кальвинизму черты, которые ему не свойственны. Страх и неведение порождают домыслы и клевету.

Но, чтобы вынести суждение об учении, надо, как минимум, разобраться в нем.

5 ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА:

5 ПУНКТОВ АРМИНИАНСТВА:

1. Греховность — полная
(Абсолютная порочность, греховность или полная неспособность человека.)

Из-за грехопадения Адама, человек лишил себя способности веровать Слову Божьему, как в То, что спасает душу человека. Грешник мёртв, слеп и не может слышать то, что говорит ему Бог. Сердце грешника обманчиво и полностью испорчено. Воля грешника не свободна, она в порабощении, в зависимости от порочной природы. Поэтому человек не способен самостоятельно выбрать хорошее в духовной сфере.

Поэтому, для того, чтобы привести грешника ко Христу, необходимо действие Святого Духа: посредством Святого Духа происходит рождение свыше. Бог оживляет человека и дарует ему новую природу.

Вера не является вкладом человека в спасение. Вера – это часть Божьего дара спасения. Вера – это Божий дар (подарок) грешнику, а не дар грешника Богу.

(Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 6: О падении человека, о грехе и о наказании за него» )

1. Греховность частичная.
(Свободная воля или человеческая способность.)

Хотя природа человека была значительно ухудшена после грехопадения Адама, человек не оказался полностью беспомощным. Бог милостиво даёт возможность каждому покаяться и уверовать, но делает это таким образом, чтобы не оказывать давления на свободу человека. Каждый грешник обладает свободной волей, и его судьба в вечности зависит от того, как он воспользуется своей свободной волей. Свобода человека заключается в его способности выбирать хорошее в духовной сфере. Воля человека не находится в порабощении его греховной природы.

У грешника есть способность либо взаимодействовать с Богом и стать рождённым свыше, либо оказывать сопротивление Божьей благодати и погибнуть. Грешнику нужна помощь Духа, но он не может быть рождён свыше Духом прежде, чем сам сможет уверовать. Вера – это действие человека, и вера предшествует рождению свыше. Вера – дар грешника Богу, это вклад человека в своё спасение.

2. Избрание безусловное.

Избрание Богом определённых людей к спасению до сотворения мира обосновано исключительно Его суверенной волей. Его выбор к спасению грешников не был обоснован на их ответе или на послушании со стороны тех, которых Он предвидел. Выбор Бога не был основан на вере и покаянии грешников. Наоборот, Бог дарует веру и покаяние каждому человеку, которого Он избрал. Вера и покаяние — следствие, а не причина Божьего избрания. Избрание не было определено условиями (безусловное); не было обусловлено никакими добродетельными качествами или действиями человека, которые Бог предвидел, что человек их совершит. Тех людей, которых Бог по Своей воле избирает, Он, силой Св. Духа, приводит к неизбежному и желаемому принятию Христа.

Причиной спасения является Божий выбор (избрание) грешника, а не выбор грешником Бога.

(Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 3: О Божьих вечных установлениях» )

2. Избрание условное.

Избрание определённых людей к спасению до сотворения мира основано на том, что Бог предвидит, как эти люди по своей свободной воле ответят на Его призыв и выберут Христа. Бог избрал ко спасению только тех людей, о которых он знал, что они сами по своей воле уверуют в Евангелие. Поэтому избрание было определено или обусловлено тем, что делает человек. Вера, которую Бог предвидел и на основании которой Он сделал избрание, не была дана грешнику Богом. Она не была сотворена возрождающей силой Духа Святого, но является результатом исключительно человеческой воли. Кто уверует и, следовательно, будет избран к спасению, зависит, исключительно, от самих людей.

Таким образом, причиной спасения является выбор, исходящий от грешника, а не выбор Богом грешника.

3. Искупление ограниченное.

Искупительная жертва Христа рассчитана на спасение только избранных людей и полностью обеспечила избранным людям спасение.

Смерть Христа — есть замещающая смерть за ограниченное число грешников. Его смерть была принятием наказания за грехи только определённых грешников (избранных Богом от вечности). Грехи Божьих избранников устранены посредством искупления Христова.

Искупление, которое совершил Христос, обеспечивает всё необходимое для спасения этих людей, включая дар веры, который объединяет их с Ним. Святой Дух работает над людьми, за которых умер Христос; снабжает их даром веры, и тем самым гарантирует им спасение.

(Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 8: О Христе посреднике» )

3. Искупление всеобщее.

Искупительная жертва Иисуса Христа сделала возможным спасение всех людей, но фактически не обеспечила спасения никому.

Хотя Христос умер за всех людей и за каждого человека, будут спасены только те, кто уверовал в Него. Смерть Христа даёт возможность Богу прощать грешников, если они уверовали сами, но фактически не устраняет грех ни одного человека.

Искупление, которое совершил Иисус Христос становится действенным только тогда, когда человек выбирает принять Его.

4.Благодать всепреодолевающая.
(Всё преодолевающая благодать)

Святой Дух посылает внешний призыв к спасению всем, кто слышит Евангелие. Но действенный, внутренний призыв, который, неизбежно, приводит людей к спасению, Святой Дух посылает только избранным людям. Внешний призыв может быть отвергнут людьми, что часто и случается. Внешний призыв обращён ко всем людям (избранным к погибели и избранным к спасению).

Внутренний призыв направлен только к избранным людям. Внутренний зов не может быть отвергнут. Всё преодолевающий зов Бога (всё преодолевающая благодать) обязательно принимается человеком и приводит человека к обращению в веру во Христа. Посредством всё преодолевающей благодати (зова Св. Духа) Святой Дух успешно и действенно приводит ко Христу грешников. Святой Дух не ограничен волей человека в своей работе по применению спасения к этим людям. Действия Святого Духа не зависят от содействия человека в реализации плана спасения. Святой Дух преодолевает все преграды (гордыню человека, нежелание, неверие и т.д.), благодатно побуждает избранных грешников содействовать успеху спасения, уверовать, покаяться, прийти добровольно и охотно ко Христу. Поэтому Божья всё преодолевающая благодать непобедима и всегда приводит к спасению тех людей, которым она даётся Богом.

(Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 10: О действенном призвании» )

4. Благодать как импульс.
(Работа Святого Духа по возрождению человека ограничено человеческой волей.

Внутренним призывом Дух действует на всех, кто услышал проповедь Евангелия. Дух делает всё, что Он может, чтобы привести каждого грешника к спасению. НО так как человек свободен, он может успешно оказывать сопротивление призыву Святого Духа. Дух не может дать рождение свыше до тех пор, пока человек не уверует.

Вера (вклад человека в спасение) предшествует рождению свыше и делает возможным как рождение свыше, так и спасение. Таким образом, свободная воля человека ограничивает действия Святого Духа в работе по спасению через жертву Иисуса Христа.

Святой Дух приводит ко Христу только тех людей, которые разрешают Ему это сделать. Дух не может дать жизнь до тех пор, пока грешник не даст своего согласия.

Божью благодать можно победить, ей можно оказать сопротивление. Человек успешно может это делать.

5. Спасение — вечное.
(Неотступность святых.)

Люди, которые были избраны Богом, искуплены Христом и запечатлены Святым Духом, спасены навечно. Они сохраняются в вере силой Всемогущего Бога и таким образом проявляют свою стойкость до конца.

(Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 17: О неотступности святых», а также «Глава 18: Об уверенности в благодати и спасении» )

5. Спасение можно потерять.
(Лишение благодати.)

Люди, которые верят, действительно спасены. Но они могут потерять спасение, если не сохранят свою веру.

Заключение

Кальвинисты утверждают: Спасение совершается силой Всемогущего Триединого Бога.

Бог Отец выбирает определённых людей;

Бог Сын умирает за этих людей;

Бог Святой Дух действенно убеждает этих людей в том, что Христос умер за них. Тем самым Он приводит избранных людей к вере и покаянию, побуждая их охотно подчиняться заповедям Евангелия.

Весь процесс: избрание этих людей, рождение их свыше – это работа Бога по Его благодати.

Таким образом, Бог, а не человек определяет, кто из людей обретёт дар спасения.

Заключение

Арминиане утверждают:
Спасение человека совершается благодаря совместным усилиям Бога, которому принадлежит инициатива, и человека, который должен ответить на инициативу Бога. Причём определяющими являются усилия человека. Бог предусмотрел спасение всем. Но Его постановления осуществляются действенно только по отношению к тем людям, которые по собственной воле выбрали сотрудничество с Богом и приняли Его благодать. Воля человека является решающим фактором.

Таким образом, человек, а не Бог определяет принять ли ему дар спасения.

5 ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА

5 ПУНКТОВ АРМИНИАНСТВА