Кальвинизм и арминианство
(таблица для сравнения)
Каин и Авель — спасение от дел и спасение по вере, арминианство и кальвинизм — два пути служения Богу. Один из этих путей — человеческий, служение Богу по собственному усмотрению. Другой путь — Божий, угодный Богу, принимаемый Богом.
Люди приписывают кальвинизму черты, которые ему не свойственны. Страх и неведение порождают домыслы и клевету.
Но, чтобы вынести суждение об учении, надо, как минимум, разобраться в нем.
5 ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА: |
5 ПУНКТОВ АРМИНИАНСТВА: |
1. Греховность — полная
|
1. Греховность частичная.
|
2. Избрание безусловное.Избрание Богом определённых людей к спасению до сотворения мира обосновано исключительно Его суверенной волей. Его выбор к спасению грешников не был обоснован на их ответе или на послушании со стороны тех, которых Он предвидел. Выбор Бога не был основан на вере и покаянии грешников. Наоборот, Бог дарует веру и покаяние каждому человеку, которого Он избрал. Вера и покаяние — следствие, а не причина Божьего избрания. Избрание не было определено условиями (безусловное); не было обусловлено никакими добродетельными качествами или действиями человека, которые Бог предвидел, что человек их совершит. Тех людей, которых Бог по Своей воле избирает, Он, силой Св. Духа, приводит к неизбежному и желаемому принятию Христа. Причиной спасения является Божий выбор (избрание) грешника, а не выбор грешником Бога. (Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 3: О Божьих вечных установлениях» ) |
2. Избрание условное.Избрание определённых людей к спасению до сотворения мира основано на том, что Бог предвидит, как эти люди по своей свободной воле ответят на Его призыв и выберут Христа. Бог избрал ко спасению только тех людей, о которых он знал, что они сами по своей воле уверуют в Евангелие. Поэтому избрание было определено или обусловлено тем, что делает человек. Вера, которую Бог предвидел и на основании которой Он сделал избрание, не была дана грешнику Богом. Она не была сотворена возрождающей силой Духа Святого, но является результатом исключительно человеческой воли. Кто уверует и, следовательно, будет избран к спасению, зависит, исключительно, от самих людей. Таким образом, причиной спасения является выбор, исходящий от грешника, а не выбор Богом грешника. |
3. Искупление ограниченное.Искупительная жертва Христа рассчитана на спасение только избранных людей и полностью обеспечила избранным людям спасение. Смерть Христа — есть замещающая смерть за ограниченное число грешников. Его смерть была принятием наказания за грехи только определённых грешников (избранных Богом от вечности). Грехи Божьих избранников устранены посредством искупления Христова. Искупление, которое совершил Христос, обеспечивает всё необходимое для спасения этих людей, включая дар веры, который объединяет их с Ним. Святой Дух работает над людьми, за которых умер Христос; снабжает их даром веры, и тем самым гарантирует им спасение. (Более подробно с ссылками на места Писания см. «Доктрины христианского вероучения. Глава 8: О Христе посреднике» ) |
3. Искупление всеобщее.Искупительная жертва Иисуса Христа сделала возможным спасение всех людей, но фактически не обеспечила спасения никому. Хотя Христос умер за всех людей и за каждого человека, будут спасены только те, кто уверовал в Него. Смерть Христа даёт возможность Богу прощать грешников, если они уверовали сами, но фактически не устраняет грех ни одного человека. Искупление, которое совершил Иисус Христос становится действенным только тогда, когда человек выбирает принять Его. |
4.Благодать всепреодолевающая.
|
4. Благодать как импульс.
|
5. Спасение — вечное.
|
5. Спасение можно потерять.
|
ЗаключениеКальвинисты утверждают: Спасение совершается силой Всемогущего Триединого Бога. Бог Отец выбирает определённых людей; Бог Сын умирает за этих людей; Бог Святой Дух действенно убеждает этих людей в том, что Христос умер за них. Тем самым Он приводит избранных людей к вере и покаянию, побуждая их охотно подчиняться заповедям Евангелия. Весь процесс: избрание этих людей, рождение их свыше – это работа Бога по Его благодати. Таким образом, Бог, а не человек определяет, кто из людей обретёт дар спасения. |
Заключение Арминиане утверждают: Таким образом, человек, а не Бог определяет принять ли ему дар спасения. |
5 ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА |
5 ПУНКТОВ АРМИНИАНСТВА |