Порабощенная «свободная» воля

Чарльз Сперджен.

«Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь».
(Евангелие от Иоанна 5:40)

О, как любят этот стих арминиане! Он является самым мощным, по их мнению, орудием, установленном на их арминианском бастионе. Последователи Якова Арминия частенько палят из него по бедным христианам, называемым кальвинистами, причем делают они это со страшным грохотом. Сегодня я намерен отнять это орудие у тех, кому оно никогда не принадлежало, и вернуть его истинным владельцам — кальвинистам. Ведь отлита была это пушка в оружейном ряду не арминианского толка и своим рождением была обязана возвещать учение, совсем противоположное тому, чему учил Яков и его бедные последователи.

Обычно, когда проповедуют по этому тексту, утверждают следующее: во-первых, у человека есть воля; во-вторых, человек полностью свободен; в-третьих, человек должен заставить себя захотеть прийти ко Христу, иначе он не спасется.

Но план моей проповеди будет иной. Мы постараемся более ответственно посмотреть на этот стих, отказавшись от скоропалительных непродуманных и не библейских умозаключений, что у человека есть свободная воля, сделанных на основании того, что в этом отрывке есть слова «хотите» или «не хотите».

Первое, на что мы обратим наше внимание, СВОБОДНАЯ ВОЛЯ — ПРОСТО НЕЛЕПОСТЬ.

Уже давно было доказано, что свободная воля — это нонсенс. Свобода не может быть качеством воли, так же как, например, тяжесть не может быть качеством электричества. Понятия «воля» и «свобода» не совместимы в принципе. Мы можем верить в свободу действий, но свободная воля — нелепость. Волей, как всем хорошо известно, управляет разум, а на разум влияют многие факторы, им движут различные мотивы, так что воля подчинена душе и является вторичной.

Философия и религия вкупе отметают учение о свободной воле, и я присоединяюсь к безапелляционному заявлению Мартина Лютера, в котором он говорит, что «если кто-то приписывает спасение, или даже самую маленькую его часть, свободной воле человека, то такой человек ничего не знает о благодати, и не познал Иисуса Христа как должно». Эти слова звучат довольно резко, но тот, кто верит всей душой, что человек по своей свободной воле обращается к Богу, не мог быть научен Богом, ибо один из самых первых принципов, которым Бог учит нас, состоит в том, что у нас нет ни желания, ни силы любить Бога. И то, и другое дает нам Он. Бог есть Альфа и Омега в спасении людей.

Сегодня мы остановим свое внимание на четырех моментах. Во-первых, — все люди мертвы, ибо написано: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Во-вторых, в Иисусе Христе есть жизнь, ибо написано: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». В-третьих, в Иисусе Христе есть жизнь для всех, кто приходит к Нему. «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Это подразумевает, что все, кто придут, будут иметь жизнь. И, в-четвертых, суть отрывка заключается в следующем: никто сам не может прийти ко Христу, ибо написано: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Этот стих не только не утверждает, что люди по своей собственной воле приходят к Богу, но он смело и ясно отрицает эту мысль и говорит: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь».

В чем же дело, возлюбленные? Я почти готов воскликнуть: — Неужели все борцы за свободную волю не знают, что они потешаются над богодухновенным Писанием? Разве нет ни капельки разума у тех, кто отвергает учение о благодати? Неужели они настолько отошли от Бога, что искажают этот отрывок, чтобы доказать. что воля свободна, в то время как написано: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь?»

I. Итак, первое, наш отрывок подразумевает, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ МЕРТВЫ .

Во-первых, человек мертв по своей природе. Никакому существу не надо идти за жизнью, если оно ее имеет. Эти слова звучат очень сильно: «Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Хотя и не прямо, но, тем не менее, ясно, этот стих утверждает, что людям нужна жизнь в большей мере, чем они ее имеют. Мои слушатели, все мы мертвы до тех пор, пока не будем рождены к живой надежде.

Во-вторых, все мы мертвы по закону. «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», — сказал Бог Адаму, и, хотя Адам не умер в момент вкушения физической смертью, он умер по закону. Другими словами, ему был подписан смертный приговор. Как только земной судья ставит печать и зачитывает смертный приговор, осужденный считается по закону мертвым. Хотя может пройти немало времени до того, как этого человека отведут на эшафот для приведения приговора в исполнение, но закон уже смотрит на него, как на мертвого. Осужденный не может заключать сделок. Он не может вступать в права наследника и завещать, он никто — он мертвец. Государство больше не считает, что в нем живет этот человек. Приходит время выборов, но никто не предлагает ему проголосовать, потому что он считается мертвым. Он заперт в камере смертников, и он мертв. И вы, нечестивые грешники, которые никогда не имели жизни во Христе, сегодня вы живы по отсрочке, но знаете ли вы, что по закону вы мертвы? Знаете ли вы, что Бог считает вас мертвецами с того самого дня, когда отец ваш Адам вкусил плод, и когда вы сами совершили грех? Тогда Бог, Вечный Судья, вынес вам смертный приговор? Вы много говорите о своем положении, благочестии и нравственности, но где все это? Писание говорит, что вы «уже осуждены». Вам не надо ждать приговора до судного дня: в тот день приговор будет приведен в исполнение. Вы «уже осуждены». В тот момент, когда вы согрешили, ваши имена были внесены в черную книгу правосудия. Каждый приговорен Богом к смерти до тех пор, пока Христос не займет его место на эшафоте.

Что бы вы подумали, если бы, заглянув в камеру осужденного на смерть, нашли приговоренного беспечно смеющимся и наслаждающимся жизнью? Вы бы сказали: «Этот человек ненормален, он осужден и скоро будет повешен, а все равно веселится». Как глупо поступает мирской человек, который веселится и смеется в то время, когда ему уже подписан смертный приговор! Или вы думаете, что приговор Бога не имеет силы? Или вы думаете, что ваш грех, который навсегда железным резцом записан на камне, не ужасен? Бог сказал, что вы уже осуждены. Если бы вы только почувствовали это, то ощутили бы горечь в вашей сладкой чаше веселья. Полет вашего танца прервался бы, а смех сменился стоном, если бы вы только осознали, что уже осуждены.

Если наша душа увидит реальность, то она возрыдает. В глазах Бога мы не имеем жизни, мы действительно осуждены, мы мертвы так же, как если бы мы уже находились в аду. Мы осуждены за грех, хотя еще и не испытываем наказания за него, но наш приговор узаконен, и по этому закону мы мертвы. У нас нет жизни до тех пор, пока мы не обретем ее в Иисусе Христе.

Но мы мертвы не только по закону, мы мертвы духовно. Ибо приговор занесен не только в судебную книгу, он в нашем сердце, приговор проник в совесть, он оказывает воздействие на душу, на наши суждения, на наше воображение и на все остальное. «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Исполнение приговора не ограничилось лишь записью в судебной книге, эти слова «смертью умрешь» исполнились в том, что произошло в самом Адаме. Как в определенный момент, когда умирает тело, кровь останавливается, и легкие перестают работать, так и душа Адама умерла в тот день, когда он вкусил плод. Его воображение потеряло способность проникать в возвышенное и видеть небо, его воля потеряла силу выбирать доброе, его разум потерял умение однозначно и правильно различать добро и зло. Хотя что-то и осталось в совести, но память испортилась, стала подвержена злым мыслям и с трудом стала удерживать мысли праведные, иссякла вся нравственная сила. Силой его жизни была благость, но она покинула его. Святость и честность являлись жизнью человека, а когда они ушли, человек стал мертвым.

И сейчас все люди, по отношению к духовному, — «мертвы по преступлениям и грехам», мертвы духовно. Душа в теле человека не менее мертва, чем тело, погребенное в земле. Она действительно мертва, и это не образное выражение, ибо Павел не использовал образных выражений, когда говорил: «И нас, мертвых по преступлениям, Бог оживотворил со Христом».

Дорогие мои слушатели, я вновь и вновь желал бы проповедовать вашим сердцам эту тему. Когда мы говорили о вынесенном смертном приговоре, это было дурным симптомом, но сейчас я говорю о смертном приговоре, приведенном в исполнение в ваших сердцах. Вы не такой, каким вы когда-то были, вы не такой, каким Бог создал вас в Адаме. Человек был сотворен чистым и святым. Вы несовершенные люди, чем некоторые любят хвастаться, вы полностью пали, вы сбились с пути, вы испорчены и живете в грязи. О! Не слушайте песен тех сирен, которые говорят вам о вашем нравственном достоинстве. Вы несовершенны, жуткое слово «разложение» написано на ваших сердцах, печать смерти стоит на вашем духе.

Даже и не помышляй о том, о, нравственный человек, что ты будешь способен устоять в своей нравственности перед Богом, ибо ты всего лишь скелет, обтянутый кожей законничества, труп, облаченный в изысканные одежды, полностью сгнивший в глазах Бога. И не думай, о, набожный человек, что своей силой ты сделаешь себя приемлемым для Бога. Человек, почему ты не понимаешь этого?! Ты мертв. Конечно, ты можешь украшать мертвеца, как тебе захочется, но украшение это будет насмешкой над жизнью. Где-то лежит царица Клеопатра. Водрузите на ее голову корону, оденьте ее в царскую одежду и усадите на трон. Но по спине будет пробегать холодок всякий раз, когда придется проходить мимо нее. Она красива даже в своей смерти, но как ужасно стоять рядом с мертвой, пусть даже королевой, королевой, которая при жизни прославилась своей необычной красотой! Так и ты можешь быть славным и прекрасным, ты можешь водрузить корону честности на свою голову и носить одежды праведности, но, пока Бог не оживил тебя, о, человек, пока Дух не взялся за твою душу, ты представляешь для Бога отвратительное зрелище. Ты бы ни за что не согласился жить с трупом под одной крышей, не так ли? Богу также не доставляет большого удовольствия твое присутствие. Каждый день Он гневается на тебя, ибо ты во грехе, ты в смерти. О! Поверь, прими душой эту истину, не отмахивайся, ибо это абсолютная правда, ты мертв, мертв по закону и духовно.

Но есть еще один аспект смерти, который является ее венцом. Это вечная смерть. Вечная смерть — это смерть души, она наступает после того, как тело оказывается в могиле? и душа выходит из него. Если смерть по закону и ужасна, то ужасна она своими последствиями, и если духовная смерть кошмарна, то кошмарна она из-за того, что следует за ней. Две смерти, о которых мы говорили, — это корни, а смерть, которая грядет, — это цветы.

О! Если бы у меня были слова, чтобы описать вам сегодня, что такое вечная смерть. Душа предстает перед своим Создателем, книга открыта, зачитывается приговор. Крик «Отойдите от Меня, проклятые» потрясает вселенную, и небеса темнеют от хмурого взгляда Творца, душа отправляется в глубины, в которых она вечно будет пребывать вместе с другими несчастными. О! В каком ужасном положении она теперь оказалась, Ее постель — пламя, ее окружение жуткие, душераздирающие картины ужаса, все, что она слышит это визг, плач, стоны, вой; ее тело чувствует только одно -невыносимую боль! Она владелица невыразимого проклятия и ничем не облегченного горя. Душа смотрит вниз с дрожью и ужасом, угрызения совести сжимают ее в тисках. Она смотрит направо: несокрушимая стена обреченности заключила ее в объятиях пыток. Она смотрит налево: неприступные стены огня ставят крест на самой призрачной надежде спастись. Она смотрит внутрь и ищет утешения там, но все пожирающий червь поселился в душе. Она смотрит вокруг себя, но нет ни друзей, ни утешителей, только толпы мучителей. Ей не ведома надежда избавления, она слышала, как вечные ключи судьбы повернулись в своей ужасной скважине, и она видела, как Бог, взяв эти ключи, вверг их в пучину вечности, чтобы никогда больше не найти. Она не надеется, она не знает спасения и не мыслит о бегстве. Она жаждет небытия потому, что вечная смерть хуже, чем абсолютно полное уничтожение. Она жаждет перерыва, как труженик воскресенья, она желает, чтобы пустота поглотила ее, так же как раб на галере, она мечтает о свободе, но ничего не меняется: душа вечно мертва. Когда вечность пробежит множество раз по своим бесконечным кругам, душа все еще будет мертва. Навсегда. Конца нет, вечность может длиться только вечно. И душа слышит страшные слова над головой: «Ты проклята навечно». Она слышит вопли, которые никогда не прекратятся, она видит пламя, которое никогда не погаснет, она ощущает ничем не смягченную боль, она слышит приговор, который гремит не так, как земной гром, который быстро стихает, но который звучит все громче, громче и громче, который потрясает вселенную, который заставляет колебаться тысячелетия, наполненные одним кошмарным криком — «Прочь! Прочь! Прочь, проклятый!». Это настоящая духовная смерть.