Совместное руководство церковью.
А. Строк
( выдержки из гл.10 книги «Руководство церковью. Библейские принципы»)
СОДЕРЖАНИЕ
Самый серьезный урон нанесли христианской вере абсолютно небиблейские формы церковного устройства. Всего через несколько столетий после смерти апостолов христианские церкви начали воспринимать мирские, авторитарные концепции управления. В результате возникла жадная до власти церковь со сложной структурой, которая действовала во имя Христа и в то же время полностью противоречила Его учению о смирении, любви и служении ближнему. Но еще хуже, небиблейские принципы церковной организации принизили главенствующее положение Христа в Его церкви и возвысили человека и человеческие учтановления. Наши формы церковного правления отражают то, насколько точно мы следуем учению Господа, Евангелию и самой природе Церкви Иисуса Христа.
«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Флп.1:1)
Приветствие Павла, обращенное к «епископам и диаконам» в Филиппах, ясно доказывает существование коллегиального руководства в поместной церкви: «…всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Флп. 1:1). Послание к Филиппийцам (1:1) проливает свет на устройство апостольской церкви и принципы ее управления.
Хотя апостол Павел отдельно упоминает в своем приветствии «епископов и диаконов», он не отделяет и не превозносит их над остальными членами общины. Послание адресовано «всем святым… находящимся в Филиппах», и фраза «с епископами и диаконами» входит в это приветствие. Все члены церкви в Филиппах занимают в глазах Бога высокое положение.
В Филиппах мы видим только две группы должностных лиц — епископов (блюстителей) и диаконов, — а не три (епископов, пресвитеров и диаконов), что стало общепринятым во II веке. Спустя пятьдесят лет в послании Поликарпа в адрес Филиппийской церкви (ок. 70-155 или 160 г. от Р. X.) по-прежнему упоминаются только две группы должностных лиц. Поликарп пишет: «Поскольку правильно воздерживаться от всего этого, подчиняясь пресвитерам (presbyters) и диаконам, как Богу и Христу» (1).
Епископы и пресвитеры
Следует спросить, какое отношение имеют епископы к пресвитерам. Новозаветные тексты явно указывают на то, что эти термины взаимозаменяемы и обозначают одно и то же:
Книга Деяния (20:17, 28). Лука пишет, что Павел призывает в Милит пресвитеров из Ефеса. Но в проповеди, обращенной к тем же пресвитерам, Павел говорит, что Святой Дух поставил их блюстителями. Это очень ясное указание на то, что пресвитер и блюститель — одна и та же руководящая должность.
Послание к Титу (1:5-7). В пятом стихе Павел повелевает Титу в каждом городе поставить пресвитеров. В шестом стихе он перечисляет качества, которыми должен обладать пресвитер, но, продолжая этот перечень, в седьмом стихе употребляет слово «епископ» (см. коммент. к Тит. 1:7).
Первое послание Петра (5:1-2). Петр призывает пресвитеров (пастырей) пасти Божье стадо и надзирать за ним. Поскольку пресвитеры обязаны блюсти поместную церковь, они также являются блюстителями.
Первое послание к Тимофею (3:1-13; 5:17-25). В пятой главе Павел говорит о руководящей роли и значении «достойно начальствующих пресвитеров… особенно тех, которые трудятся в слове и учении». Но в третьей главе он перечисляет требования, предъявляемые к епископам (блюстителям) и диаконам, не упоминая о пресвитерах. Все вопросы разрешаются, когда начинаешь понимать, что слово «епископ», или «блюститель», в третьей главе — это общий термин, который употребляется как синоним слова пресвитер» (см.: Флп. 1:1; Деян. 20:17, 28). Таким образом, третья и пятая главы Первого послания к Тимофею касаются не трех, а двух групп служителей — пресвитеров и диаконов.
Послание к Филиппийцам (1:1). В Филиппах мы видим только две группы руководителей: это «епископы и диаконы». Сомнительно, что в дополнение к ним в церкви мог быть еще совет пресвитеров. Также сомнительно, что Павел мог приветствовать «епископов и диаконов», не упоминая пресвитеров, которые занимали важное место в руководстве ранней церкви. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пресвитер и епископ (или блюститель) — это одна и та же должность.
Послание Поликарпа Филиппийской церкви. В своем послании, написанном примерно через 50 лет после послания Павла к Филиппийцам, Поликарп упоминает только две руководящие должности в церкви — пресвитер и диакон (2).
К сожалению, термины «пресвитер» и «епископ», взаимозаменяемые в Новом Завете, стали обозначать две группы должностных лиц в церкви II века: епископов (блюстителей), которые занимали высшее положение и пресвитеров. И, тем не менее, в IV веке блаженный Иероним сделал, к великому ужасу Католической церкви, поразительное и смелое заявление о том, что термины «епископ» и «пресвитер» изначально означали одно и то же:
«Пресвитер и епископ — это одно и то же… Церквями руководил совет пресвитеров… Если кто-то предположит, что это только наше мнение, не имеющее подтверждения в Писании… исследуйте еще раз слова апостола Павла, адресованные церкви в Филиппах… Филиппы — всего лишь город в Македонии, и конечно же, в одном городе не могло быть много епископов. Все дело в том, что в то время служители назывались либо епископами, либо пресвитерами» (3).
Сегодня замечание Иеронима показалось бы эксцентричным. Более ста лет назад Дж. Б. Лайтфут писал: «Можно считать неопровержимым факт, теперь признанный всеми богословами, что на языке Нового Завета один и тот же служитель Церкви называется либо «епископом» (episcopos), либо «пресвитером» (presbyteros) (4). И хотя оба термина относятся к одному и тому же должностному лицу, слово «пресвитер» (или «старейшина») можно считать наследием иудаизма. Это слово подчеркивает достоинство служителя, его зрелость и мудрость. А термин «епископ» (или «надзирающий, блюститель») взят из греческого языка и выражает идею надзора и руководства.