Отступление от Евангелия

Христианское управление финансами

Джон Оуэн

(По Евр. 6:4-6. Фрагмент)

«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». (Евр. 6:4-6)

Что такое отпадение от Евангелия? Можно ли потерять спасение? Что говорит об этом автор Послания к Евреям, а именно в Евр. 6:4-6? Как понимать эти слова?

Эти вопросы подробно рассматривает Джон Оуэн в своей книге «Отступление от Евангелия», фрагмент которой предложен вам здесь.

КОНТЕКСТ.

Отрывок начинается словом «ибо», что побуждает обратить внимание на то, что говорится до него, на причину, по которой были написаны эти стихи. Сразу перед ними мы видим фразу «если Бог позволит». Дальше, в ст. 9, автор выражает уверенность, что верующие находятся в лучшем состоянии, в состоянии, которое сопровождает спасение. Тем не менее, он предупреждает их, чтобы они не уподобились людям, которые описываются в Евр. 6:4-6. Он обвиняет их в лени и беспечности. Вместо роста, умножения познания в вере и христианской жизни, они стояли на месте или шли назад. Поэтому автор предупреждает евреев о подстерегающей их опасности, если они не покаются в своем поведении. Отсутствие роста в познании Евангелия и повиновении его заповедям влечет за собой опасность возвращения в состояние неверия и невежества, из которого они были спасены, опасность полного отвержения Евангелия. Чтобы предупредить их, он описывает состояние людей, которые как казалось, начали хорошо, открыто исповедали Евангелие, но затем из-за беспечности и лени вернулись в прежнее состояние, к прежнему поведению. Таким образом, они отпали.

ОПИСАННЫЕ ЛЮДИ.

О них говорится, что благодаря Евангелию у них были великие духовные преимущества. Однако эти люди пренебрегали ими. Именно поэтому они оказались в таком опасном состоянии отпадения, из которого уже не смогли выбраться (Евр. 2:3).

Преимущества этих людей проистекают из особых действий Святого Духа. Эти действия происходили только во времена Евангелия. Люди не могли стать их участниками, исполняя иудейский закон. Они приобщились к действиям Духа не через дела закона, а через наставление в вере (Гал. 3:2). Эти преимущества свидетельствуют о том, что они были знакомы с великими преимуществами Евангелия.

Здесь нет ясного упоминания о завете благодати или милости по отношению к ним. Не говорится о деле любви или послушания, которое они бы совершили. Не говорится, что они оправданы, освящены или усыновлены Богом. В последующих стихах автор выражает надежду и убежденность в том, что читатели не принадлежат к описанным людям и что они не отпадут и не погибнут. В его доказательстве выделим три пункта.

1. У истинно верующих есть качества, которые сопровождают спасение. Они неотделимы от спасения. Качества, описанные в прочитанном отрывке, можно отделить от спасения, иначе аргумент автора о том, что они находились в безопасности, был бы неубедительным.

2. Истинно верующие познаются по своему повиновению и по плодам веры в вашей жизни. Это — «дело и труд любви» (Евр. 6:10). На основании этого автор говорит, что истинно верующие отличаются от описанных здесь людей, которым грозила вечная погибель. Никто, обладающий плодами веры и искренней любви, погибнуть не может.

3. Истинно верующие живут под Божьей заботой, благодаря Его верности. Бог обещал сохранить их для вечности: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл…» Но Бог обещал сохранить от вечной погибели только тех, кто находится в завете благодати. Это обещание не относится к людям, описанным в Евр. 6:4-6. О них не говорится как о тех, кого Бог обещал хранить вечно, но совсем наоборот. Здесь описываются некоторые преимущества Евангелия. Их получили те, кто внешне принял его, независимо от своего возрождения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЕВАНГЕЛИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СОПРОВОЖДАЮТ СПАСЕНИЕ

Первое преимущество — просвещение.

Одно из толкований этой фразы связано с Сирийским переводом Библии: «однажды крещены». В ранней церкви крещение также называлось просвещением, а слово «просветить» использовалось в смысле «крестить». Дни крещения новообращенных назывались «днями света». Сирийский переводчик, вероятно, именно это имел в виду. Слово «однажды» указывает, что в таком толковании есть определенный смысл. Согласно взгляду, которого многие века придерживалась Церковь, крещение должно проходить только один раз. Они называли крещение «просвещением», потому что, будучи обрядом посвящения, оно вводило новообращенного в таинства Церкви. Через крещение новообращенный выходил из царства тьмы в Царство света и благодати. Крещение было началом и основанием участия в упомянутых здесь других духовных преимуществах. Все это является подтверждением тому, что такое толкование этого места возможно.

Но слово «просвещение» имеет и другое толкование. Прошло, по крайней мере, один или два века после написания книг Нового Завета, пока это слово начало использоваться в мистическом смысле по отношению к крещению. Во всем Писании оно обладает другим смыслом, указывающим на внутреннее действие Духа, а не на внешний обряд. Приписывание слову особого значения, отличного от его значения в других местах Писания, является своеволием, если только сам отрывок не заставляет нас этого сделать. Рассматриваемый отрывок не предполагает такого толкования. Что же касается слова «однажды», оно относится не только к «просвещению», но равно и к другим преимуществам, описанным в этом отрывке. Слово однажды» означает не более, чем то, что описанные люди истинно были соучастниками этих преимуществ и благословений.

Быть просвещенным означает быть наученным Евангелию. Еврейское слово «учить» часто переводится на греческий как «просвещать» (Исх.4:12; Пс.118:33; Пр.4:4). Еврейское слово «научить» переведено в Септуагинте (греческом Ветхом Завете) как «просвещенный» (Суд. 13:8; 4 Цар. 12:2; 17:27) обозначает: освещать, озарять, просвещать; открывать, являть; светить. Павел использует то же греческое слово в 1 Кор 4:5: «Который и осветит скрытое во мраке»; в 2 Тим 1:10: «…явившего жизнь и нетление через благовестие»; в Ин. 1:9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Христос просвещает через учение.

Павел говорит: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). «Просветить познанием славы» означает научить доктрине Евангелия, чтобы духовно ее охватить. Евангелие требует от нас, чтобы мы духовно познали две вещи.

Евангелие требует, чтобы мы познали и духовно охватили те вещи, которые оно открывает нам своим светом. Это познание дается нам самим Евангелием. Оно дает нам «жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10). Евангелием мы призваны из тьмы в Его чудный свет (1 Пет. 2:9). Мир без Евангелия — это царство сатаны (1 Ин. 5:19). Весь мир и все, что принадлежит миру, лежит во власти лукавого, князя силы тьмы. Поэтому мир наполнен тьмой. Мир – это темное место (2 Пет. 1:19). В мире правят и царят невежество, глупость, заблуждения и предрассудки. Сила этой тьмы держит людей вдали от Бога, они не знают куда идут. Такое состояние называется хождением во тьме (1 Ин.1:6). Противоположность хождению во тьме — хождение в свете (1 Ин. 1:7). Оно просто означает хождение в познании Бога во Христе через Евангелие. Именно благодаря этому научению в познании Евангелия оно названо «просвещением». Оно само по себе есть свет.

Чтобы понять и охватить эти духовные истины Евангелия, сам ум должен быть «просвещен». Знание Евангелия изгоняет тьму, невежество и путаницу, которыми наполнен естественный ум. Знание доктрин Евангелия о личности Христа, о том, что Бог примиряет во Христе с Собою мир, о положении Христа, о Его делах, о Его посредничестве вместе с другими основными доктринами Божественного откровения, зажигают в разуме людей духовный свет. Этот свет дает им способность понять то, что раньше было совершенно скрыто от них по причине отчуждения от Божьей жизни и невежества (Еф. 4:18). Существует несколько ступеней этого просвещения и знания. Они зависят от того, как учат людей, от способности принять то, чему их учат, а также от усилий, прилагаемых к тому, чтобы запомнить это. Но просветить ум могут только доктрины Евангелия. Только они могут освободить его от тьмы и невежества (2 Пет. 1:19-21).

Таково первое преимущество, которым обладали люди, о которых говорится в Евр. 6:4-6. Они были просвещены через наставление в доктринах Евангелия. Через наставления Дух Святой оставил в их разуме Свой след. Это присуще как верующим, так и неверующим. Итак, мы узнаем три великие истины.

1. Для человека большое преимущество и проявление милости к нему, когда он просвещен доктриной Евангелия, когда Дух святой, действуя в нем, оставляет в его разуме отпечаток истины Евангелия.

2. Это великое преимущество и милость могут быть потеряны из-за греха пренебрежения. Тогда греховность и осуждение тех, кто однажды стал участником этой чести, только усиливаются.

3. Когда человек полностью пренебрегает этим преимуществом, когда он не старается расти в познании Евангелия, его положение становится очень опасным и может привести к полному отступлению без возможности покаяния.

Для того, чтобы мы могли исследовать себя и узнать, не являемся ли мы такими людьми, какие описаны в этом отрывке, мы должны понять, что же это за преимущества, которые не сопровождают спасение.

Первое преимущество — «духовное просвещение». Существует такое знание о духовных вещах, которое является полностью естественным, академическим. Такое знание Писания можно получить без особого действия Святого Духа, через изучение, как в любой науке или искусстве. Просвещение, о котором идет речь в прочитанном отрывке является даром Святого Духа. Оно отличается от естественного знания и стоит выше него, так как приближает человека к духовным вещам настолько, насколько естественное знание приблизить не может. Естественный ум считает духовные вещи безумием (1 Кор. 2:14). Духовное просвещение дает разуму удовлетворение и радость в духовных благословениях, которые оно открывает. Хотя Евангелие и может остаться не до конца понятым, просвещение открывает его как «путь правды» (2 Пет. 2:21). Все это побуждает разум к тому, чтобы серьезно подумать о Евангелии.

Естественное знание не имеет большого влияния на душу, оно не сдерживает ее от греха и не побуждает к повиновению. Имея такое естественное знание, многие грешники чувствуют себя в безопасности и считают, что никогда не погибнут. Однако духовное просвещение воздействует на разум и душу, оно дает способность воздерживаться от греха и выполнять все известные ему обязанности. Люди, находящиеся под влиянием этого просвещения и его обличения, часто живут праведно и непорочно в мире, они не вызывают конфликтов между миром и христианством. Такое духовное просвещение сопровождается определенными духовными дарами (Мтф. 7:22). Однако само по себе естественное просвещение и знание не сопровождаются духовными дарами. Духовное просвещение — это не тот свет и познание, которые ведут душу ко спасению и святой жизни. Оно — первый шаг, ведущий к ним. Духовное просвещение может дать разуму проблеск красоты, славы и превосходства духовных вещей, однако не дает ни их прямого и постоянного видения. К нему невозможно прийти через разум, оно дается только по благодати (2 Кор. 3:18; 4:6). Это духовное просвещение также не преобразует душу в образ Христов. Оно не запечатлевает этот образ в воле и сердце, как это делает спасающее просвещение и знание (2 Кор. 3:18; Рим. 6:17; 12:2).

Второе преимущество: «вкусили дара небесного».

Вопрос заключается в том, что такое небесный дар и что значит вкусить его?

«Божий дар» иногда относится к даянию как действию. «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15) Этот дар заключался в том, что Бог дал коринфянам дух заботы и щедрости в помощи бедным святым. Он назван «Божьим даром» — «по мере дара Христова» (Еф. 4:7), то есть по мере того, как Богу было угодно дать людям проявления Духа (Рим. 5:15-17; Еф. 3:7).

Божий дар относится также к тому, что дается (Иак. 1:17). «Если бы ты знала дар Божий» (Ин. 4:10), то есть то, что дано Богом. Некоторые считают, что здесь речь идет о Христе, однако контекст ясно показывает, что здесь говорится о Святом Духе, потому, что именно Он есть «живая вода», которую обещал дать Господь.

Слово «дар» как то, что дает Бог, везде относится ко Святому Духу. Если это так, то слово «дар» в тексте Деян. 2:38 («…и получите дар Святого Духа») означает не то, что дает Дух Святой, а Сам Святой Дух. Дух Святой дается в силе чудес (Деян. 10:45; 11:17). Поэтому Дух Святой — это великий Божий дар Нового Завета.

О Духе Святом говорится, что Он «небесный», потому что Он пришел с небес. Также это может относиться только к Его силе и действиям, потому что они исходят с небес в противоположность всему земному и плотскому. В основном же о Нем говорится, как о посланном за Христом после Его вознесения (Деян. 2:33) и после того, как Христос воссел одесную Бога.

Обетование Святого Духа заключалось в том, что Он будет послан с неба, или «свыше». О Боге также говорится, что Он «вверху», что то же самое, что и на небе (Вт. 4:39; 2 Пар. 6:23; >Иов. 31:28; Ис. 32:15; 24:18). Когда Дух Святой сошел на Господа Христа, чтобы помазать Его, небеса «отверзлись» — Дух сошел свыше (Мф. 3:16). В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов как «шум с неба». Он послан с небес (1 Пет. 1:12). Поэтому, хотя Дух Святой и можно назвать небесным, и это значение нельзя полностью исключать из значения фразы «небесный дар», все же эта фраза говорит в основном о ниспослании Духа после вознесения Христа и Его прославления на небесах. Итак, Дух Святой — это тот небесный дар, о котором говорится в Евр. 6:4-6. Возражения против такого толкования заключается в том, что о Духе святом ясно говорится сразу после этой фразы. Зачем повторяться дважды? Ответ состоит в том, что повторение одной мысли разными словами естественно тогда, когда нужно подчеркнуть ее. Это особенно необходимо, когда, как в данном случае, существует несколько аспектов одного предмета.

Преимущество, заключающееся в том, что они стали «причастниками Духа Святого», может быть объяснением того, что такое «небесный дар». Такая ситуация обычна в Писании, поэтому нет никакой причины отвергать толкование только по той причине, что одна и та же мысль повторяется дважды. Это толкование подходит к рассматриваемому отрывку и подтверждается постоянством смысла используемого слова. О Духе Святом здесь говорится как о великом даре времен Евангелия, сошедшем с небес. Это не значит, что Он уже не на небесах, но то, что у Него есть особая роль на земле. Эта роль Святого Духа заключалась в том, чтобы изменить поклонение Богу в Его Церкви. В следующем преимуществе о Нем говорится с почтением к Его внешнему действию. Он был обетованным небесным даром, который должен был быть дан в Новом Завете. Через Него Бог установил новый путь с новыми обрядами поклонения. Святому Духу было дано реформировать церковь, Его время пришло (Евр. 9:10). Господь Христос, вознесшись на небеса, оставил поклонение Ветхого Завета таким, каким оно было со времен Моисея, хотя оно стало практически излишним. Он заповедал Своим ученикам ничего не менять, пока не будет послан Дух Святой с небес (Деян. 1:4-5). Придя, как великий Божий дар, обетованный для времен Нового Завета, Он отменил Моисеево поклонение. Он это сделал, открыв все, что символизировало и на что указывало поклонение Моисея. Святой Дух установил новое поклонение Евангелия, оно должно было заменить старое поклонение в храме.

Дух Божий был дан, чтобы показать Евангелие в духе и истине, Он — это тот небесный дар, о котором говорится в Евр. 6:4-6. Поэтому к евреям и обращено предупреждение: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (Евр. 12:25). Говорящий с небес — это Иисус Христос, Который говорит сегодня, во времена Евангелия, «Духом Святым, посланным с небес» (1 Пет. 1:12).

Что же значит «вкусить дара небесного»? Слово «вкусить» означает не более, чем попробовать что-то. Так происходит, когда мы пробуем пищу. Мы пробуем ее, чтобы решить, будем мы есть ее или нет. Т.о., вкусить не означает проглотить или съесть. Когда мы пробуем что-то, что нам не нравится, мы выплевываем пищу и отказываемся есть ее. На кресте Христос вкусил вина, после чего не захотел его пить (Мф. 27:34).

В некоторых отрывках Писания слово «вкусить» похоже, говорит о принятии пищи. «Давид поклялся, говоря: «…то и то пусть сделает со мною Бог… если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2 Пар. 3:35). Однако, смысл здесь заключается в следующем: «Я даже не попробую хлеба, не говоря уже о том, чтобы есть его, до захода солнца» (Из-за своей клятвы Давид не мог есть.) Когда Ионафан сказал, что он только вкусил меда (1 Цар. 14:29), он оправдывал себя, говоря, что он не ел, вопреки повелению Саула, а только попробовал мед.

Это слово говорит о человеке, пробующем что-то. Благодетельная жена «чувствует (использовано слово: вкусите), что занятие ее хорошо» (Пр. 31:18). Другими словами, она попробовала свое занятие и нашла его хорошим. В Евр. 6:4-6 говорится о людях, которые испытали действие Святого Духа и нашли его благим. Часто слово «вкусить» означает «испытать»: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Также и Петр говорит: «…вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:3). Т.о, «вкусить» означает попробовать что-то самому.

Духовные преимущества, которые испытали на себе евреи, были переживаниями Святого Духа как Божьего дара, предлагаемого через Евангелие. Они увидели, что Он открывает истину и дает новое, духовное, евангельское поклонение Богу. Благодаря Святому Духу они пережили славу и великолепие этого нового состояния. Такое переживание было не у всех. Вкусив его, они убедились, что оно было гораздо лучше, чем поклонение, к которому они привыкли раньше.

Они испытали величие Евангелия, данного Святым Духом, посланным с небес. На них это произвело большое впечатление. Но сейчас они находились в опасности пренебречь этим преимуществом. У них было искушение оставить лучшее зерно и вернуться к плевелам.

Размышляя над этими великими духовными преимуществами, мы узнаем четыре великие истины.

1. Мы узнаем, что в Новом Завете все Божьи дары — это небесные дары (Ин. 3:12; Еф. 1:3). Поэтому берегитесь, чтобы не пренебрегать ими (Евр. 2:3).

2. Мы узнаем, что, согласно Новому Завету, Святой Дух — великий Божий дар, открывающий тайны Евангелия и устанавливающий таинства духовного поклонения.

3. Мы узнаем, что в этом духовном даре есть благость и слава, которую могут вкусить или испытать в определенной мере люди, не получившие их для спасения. Они понимают истину этого слова, но не имеют силы, дающей жизнь. Они видят внешнее поклонение в церкви, но не видят и не понимают ее внутренней духовной красоты. Они увидели дары церкви, но не ощутили ее благодати.

4. Мы узнаем, что отвержение Евангелия в его истине и поклонении после вкушения его богатства и величия — это великое оскорбление Бога. Такой человек находится в опасности навечно попасть под Божий гнев.

Третье преимущество: «причастники Духа Святого».

Это духовное преимущество стоит в центре всех духовных преимуществ, перечисленных в Евр. 6:4-6. Перед ним и после него говорится о двух дарах. Все эти преимущества исходят от Духа Святого, поэтому все они зависят от того, становимся мы «причастниками Духа Святого», или нет.

Мы становимся причастниками Святого Духа (в полном смысле этого слова) только тогда, когда принимаем Его, когда Он начинает обитать в нас, совершает Свое дело в нас или над нами. Но мир не может принять Его (Ин. 14:17). Люди, о которых говорится в Евр. 6:4-6, ни в коем случае не могли быть причастниками Святого Духа в полном смысле этого слова. Они не приняли Его так, чтобы Он обитал в них во спасение.

Однако они приняли и испытали Его дары. В этом смысле они стали причастниками Святого Духа. Они стали участниками, вместе с истинно верующими, некоторых духовных даров (1 Кор. 12:11). Петр сказал Симону волхву, что ему не было части в духовных дарах (Деян. 8:21). Быть участником Святого Духа значит иметь Его дары и испытать действие Духа Святого через Его дары.

Но не являются ли все преимущества, перечисленные в этом отрывке, дарами и действиями Святого Духа? Если участие в Святом Духе означает обладание Его дарами и действиями, то почему это преимущество упомянуто здесь отдельно?

Писание часто говорит об одном и том же разными путями, чтобы запечатлеть мысль в нашем разуме. В рассматриваемом отрывке автор послания желал указать отступникам, какое оскорбление они наносят Святому Духу, Который по благодати сделал их причастниками этих великих духовных даров.
Это преимущество, что они стали причастниками Святого Духа, вполне может быть помещено в центр списка, потому что все остальные преимущества основаны на Нем. Они стали причастниками Святого Духа, потому что именно Он «просветил их», Он был небесным даром и так далее, Во всем этом они стали «причастниками Духа Святого».

Это преимущество означает, что Дух Святой дал им испытать все эти преимущества. Это произошло не просто потому, что они слышали проповедь в церкви и видели их в действии, но потому, что Сам Дух дал им испытать их лично на себе. Одно дело, когда человек получает что-то от служения духовных даров в церкви, и совсем другое, когда он сам получает их.

Таким образом, это было напоминанием о великом преимуществе, которое они получили благодаря Евангелию. Это преимущество было гораздо выше всего, что можно получить при иудаизме, потому что тогда они не слышали о Святом Духе (Деян. 19:2). Сейчас же они сами стали Его причастниками. Могло ли быть большее оскорбление Духа Святого, чем пренебрежение этими великими преимуществами? Как бы это усугубило их отступление!

Из всего этого мы можем заключить, что Дух Святой пребывает во многих Своими дарами и силой, однако, при этом, Он не обитает в них. По этой причине такие люди не являются истинным Божьим народом (Рим. 8:9). Многие стали причастниками Его духовных даров, не будучи при этом, причастниками спасающей благодати (Мтф. 7:22-23).

Четвертое преимущество: «вкусили благого глагола Божия»

Греческое слово «глагол» означает: слово, произнесенное вслух (rema – греч.). В другом смысле оно используется только в этом же послании для обозначения действенной Божьей силы (Евр. 1:3; 11:3). Однако основное значение этого слова в Писании — произнесенное слово. По отношению к Богу оно означает проповедуемое и провозглашаемое Божье слово (Рим. 10:17; Ин. 6:68). Итак, эти отступники вкусили проповедуемое Евангелие. Это Слово — благо, оно «слаще меда и капель сота» (Пс. 18:11). Божье обетование названо добрым словом (Иер. 29:10). Это — то доброе, что было обещано (Иер. 33:14). Евангелие, которое есть провозглашение исполнения Божьего обетования об искуплении Его народа от грехов через Иисуса Христа — это известие мира и спасения через Иисуса Христа (Ис. 52:7).

О них говорится, что они вкусили Слово так же, как и небесный дар. Автор послания придерживается этого слова намеренно, чтобы показать, что эти отступники на самом деле не приняли Иисуса Христа, не жили и не питались Им. Они могли это сделать через Евангелие (Ин. 6:36, 49-51, 54-56). Он как бы говорит: «Я не говорю о тех, кто принял и усвоил духовную пищу для своей души, кто напитался ею. Я говорю о тех, кто вкусил Божьего Слова и должен был пожелать его как молока для духовного роста и здоровья. Но вместо того они пренебрегли этим Благим Словом и теперь отвернулись от него, как дети, отказавшиеся от стоявшей перед ними пищи».

Итак, мы узнаем, что в Божьем Слове есть благость и слава, которые могут привлекать и влиять на умы людей, которые во всей полноте не повинуются ему. Мы также узнаем, что в обетовании об Иисусе Христе и проповеди о его исполнении есть особая благость.

Благость и слава Божьего Слова лежит в его духовной, небесной истине. Любая истина желанна и прекрасна. Когда человеческий разум принимает истину, она возводит разум к совершенству, по своему собственному образу.

То, что истинно, то благо. Павел поставил истину и благость рядом (Флп. 4:8). А так как истина блага сама по себе, то и ее влияние на разум также благо. Она дает разуму мир, удовлетворение и довольство. Тьма, ошибки и ложь сами по себе несут зло и наполняют разум человека гордостью, неуверенностью, подозрительностью, страхом и узами. Только истина освобождает душу (Ин. 8:32). Только Божье Слово есть чистая, неповрежденная, твердая истина (Ин. 17.17). Без Божьего Слова человеческий разум блуждает в бесконечных догадках. Только истина Божьего Слова тверда, непоколебима и неизменна. Все это дает покой душе. Поэтому, будучи неизменной истиной, просвещающей глаза и дающей покой душе. Божье Слово благо.

Божье Слово благо, потому что оно содержит в себе благое учение. В этом Слове говорится о природе Бога и Его качествах. Только Бог благ, Только Он есть источник и причина любого блага. Только наслаждаясь Богом можно найти покои и благословение, поэтому откровение о Нем, о Его природе и качествах делает Божье Слово воистину благим (Ин. 17:3). Если знание Бога несравненно лучше, чем обладание всем миром, Слово, через которое Бог открывается нам, должно быть благим (Иер. 9:23,24). Божье Слово необычайно благо и в том, что открывает славную тайну о Троице. Эта тайна является единственным путем правильного познания других священных истин, без нее ни одна из них не может быть правильно понята. Без нее ни одна из них не сможет привести нас к той истинной добродетели, которую Бог желает видеть в нас. Сама по себе эта тайна может дать истинный мир и покой душе. Наименьший истинно верующий в мире верою и послушанием испытывает силу этой истины, хотя он и не может ясно рассказать о Троице другим. Всякая благодать и истина стоят на учении о Троице. От триединого Бога они черпают силу для спасения грешников. И именно в Благом Слове открывается эта истина.

Божье Слово благо, потому что в нем открывается тайна воплощения Божьего Сына, она открывает безграничную мудрость и благодать, проявившиеся в том, что Бог послал Его стать нашим Спасителем.

Божье Слово благо, потому что оно открывает милость, благодать, прощение, оправдание, усыновление и другие прекрасные благословения, которые мы получаем, принимая Христа и доверяя Ему.

Божье Слово благо благодаря своему благословенному влиянию (Пс. 18:8-10; Деян. 20:32; Иак. 1:21). Ничто нельзя сравнить с превосходством, ценностью и благостью Божьего Слова. Воистину, оно — благое Слово Божье.

Отступники вкушают Божье Слово, когда узнают и признают, что оно истинно. Это дает некоторый покой их разуму, хотя он и остается необновленным. Слышавшие проповедь Иоанна Крестителя, радовались в свете ее истины, потому что многое в ней им нравилось (Ин. 5:35). То же произошло и с теми, кто слышал проповедь Христа (Лк. 4:22; Ин. 7:46). Когда люди через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегают похоти, осквернения мира, когда они покидают сообщество живущих в заблуждении, они вкушают благость и сладость Божьего Слова, дающего покой их разуму. Они начинают думать, что уже получили спасение, не понимая, что только «вкусили благого глагола Божия». Что касается доктрин, учения, содержащегося в Божьем Слове, в них есть вкус благости, потому что эти учения дают надежду будущего наслаждения. Милость, прощение, жизнь, бессмертие и слава обо всем этом говорится в «благом глаголе Божьем». Эти люди вкусили истину с радостью и чувством удовлетворения. Они думают, что вкусив их, они воистину получили их и живут в повиновении им. Однако из-за того, что на самом деле они не приняли их и не укоренились в них, при наступлении гонения от-падают (Мф. 13:20). Вкусив Слово, они ощутили в своем разуме влияние его силы. Такое вкушение может сопровождаться радостью и удовольствием. Люди испытывают их, слыша проповедь Слова (Иез. 33:30-33). Им нравится слушать, но они не принимают в сердце то, что слышат. Ирод с радостью слушал Иоанна Крестителя, и даже многое делал. Однако он только вкушал Слово, не принимая его. Толпы людей ходили за Христом, чтобы послушать Слово, однако немногие принимали его. То же происходит и со многими людьми в наши дни.

Такое вкушение дает радость не только в слушании, но и в самих вещах, о которых идет речь. Таковы слушатели Слова, которых Спаситель сравнил с каменистой почвой. Как и слушатели Иоанна Крестителя (Ин 5:35) они приняли Слово с радостью (Мтф. 13:20). Только лишь вкушенное Слово повлияло на их разум, возбудив радость о слышанном. Однако эта радость недолговечна, она преходяща. Это — не та невыразимая, исполненная славы радость, которая принадлежит только истинно верующим (1 Пет. 1:8). Их радость — как утренний туман, быстро исчезающий. Они радуются при мыслях о милости, прощении, благодати, бессмертии и славе, однако не делают никаких усилий для того, чтобы получить все это для собственного спасения. Вкушение Божьего Слова может даже изменить и преобразовать их жизнь так, что они в состоянии исполнять многие добродетели (2 Пет. 2:18,20; Мк. 6:20).

Слово Евангелия, проповедуемый в нем Христос — это пища для нашей души. Истинная вера не только вкушает его, но и постоянно питается им, превращая его в добродетель и духовную пищу в сердце. Чтобы действительно питаться Божьим Словом, мы должны, прежде всего, сохранить его в своем сердце (Лк. 1:66; 2:19). Мы не получим никакой пользы от пищи, пока она не попадет в желудок, где переварится и далее напитает все тело. Так и Божье Слово, не принятое в сердце через размышление, может на какое-то время доставить удовольствие, однако не сможет напитать душу.

Пища должна смешаться с пищеварительными соками, иначе она не усвоится. Дайте человеку сколько угодно пищи, но если у него будет недостаток пищеварительных соков, пища не сможет усвоиться, чтобы напитать тело. Так и Слово, если не примется сердцем и не растворится верой, не сможет напитать нашу душу (Евр. 4:2). Как это все отличается просто от вкушения!

Когда люди питаются Словом, оно превращается в правило жизни. Духовная сила приводит к духовному росту. Рост невозможен только через вкушение. Как перевариваемая пища превращается в плоть и кровь, так Христос и Его Слово дают жизнь нашей душе. Христос становится «нашей жизнью». Он — движущая сила нашего духовного роста (Тал. 2:20; Кол. 3:3). Мы растем духовно через Слово (1Пет. 2:2). Вкушение, хотя и может принести временное укрепление, не может дать постоянной силы. Многие радуются, услышав проповедуемое Слово, но не приняв его в сердце, они не находят духовной жизни и силы для роста.

Истинно принятое Слово изменяет душу в подобие Божье. Бог посылает нам эту пищу, чтобы изменить нас и сделать похожими на Него в «праведности и святости истины» (Еф. 4:21-24; 2 Кор. 3:18). Простое вкушение не может сделать этого — оно не может дать нам такой любви к истине, которая позволила бы нам остаться верными во всех трудностях и искушениях (2 Фес. 2:10). Вкушение не может дать плода повиновения Слову.

Пятое преимущество: «силы будущего века».

«Силы будущего века» — это великие и чудесные проявления Святого Духа. Эти знамения, чудеса и силы, совершаемые Святым Духом, были предсказаны пророками (Иоиль 2:28-32; Деян. 2:16-21). Отступники стали сопричастниками различных чудесных проявлений. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас…» (Мф. 7:22-23). Поэтому оскорбление Святого Духа, Который наделил их этими силами, делало их возвращение невозможным. Они отвергали истину, которая была подтверждена чудесами и знамениями от Бога, разными дарами Святого Духа (Евр. 2:4). Как же они могли избежать суда, так пренебрегши Евангелием, которое было подтверждено сверхъестественными дарами Святого Духа? (Евр. 2:3-4)

Итак, о ком говорит автор Послания в Евр. 6:4-6?

— Эти люди не являются истинными и искренними верующими. Здесь нет никакого упоминания о вере или о том, что они уверовали. Ничто не говорит о том, что благодаря Христу у них были какие-то особые отношения с Богом. О них не говорится, что они был призваны «по Его изволению»; что они были рождены свыше; что они оправданы, освящены, соединены со Христом. также не говорится, что они были усыновлены Богом.

О них говорится, как о земле, на которую падает дождь, но она производит только терния и волчцы (Евр. 6:7). Это не относится к истинно верующим, потому что сама по себе вера — это растение, возделываемое в саду Христа. Автор послания, описывая истинно верующих, отделяет их от отступников. Он уверен, что в ве-рующих найдет другое, то, что сопровождает спасение (Евр. 6:9). Верующие отличаются «трудом любви», потому что только истинная вера действует любовью (Евр. 6:10). Все эти вещи неприменимы к отступникам.

Что касается верующих, автор послания уверяет в их вечном спасении благодаря праведности и верности Богу, а также благодаря непреложности Божьего плана по отношению к ним (Евр. 6:10,17,18). этом, а также и во многом другом верующие отличаются от отступников.

— Это люди, получившие особые духовные преимущества. Они получили необычайные дары Святого Духа, такие как, например, способность к совершению чудес. Они обнаружили в себе и других убедительные свидетельства того, что Божье Царство и Мессия, которое они называли «грядущим веком», пришло к ним. Они частично испытали Его славу и успокоились на этом. Такие люди, имевшие просвещенный разум, сердца которых коснулся Бог, вероятно, пользовались большим авторитетом среди верующих.

Должно быть, была какая-то злобная вражда против истины и святости Христа и Евангелия, безудержная любовь к греху и миру, которые смогли отвратить таких людей от веры и пересилить свет и убежденность в истине, которую они получили. Поэтому мы узнаем, что наименьшее проявление добродетели является лучшей гарантией небес, чем наибольшие дары и преимущества.

— «Отпадшие» (в английском переводе Библии Короля Якова написано: «если отпадут».). Автором послания подразумевается, что эти отступники могут отпасть. На примере Петра, который отрекся от Христа, но все же был обновлен покаянием, мы видим, что нет какого-то определенного греха, в который мог бы впасть человек под гнетом искушения и оказаться в состоянии, не позволяющем покаяться и вернуться назад.

Значит, это «отпадение» означает постоянное и настойчивое противление Богу и Его Слову. Человек может впасть в грех так, что в нем останется достаточно света и внутреннего обличения, чтобы он покаялся и вернулся к Богу. Лишать таких людей всякой надежды противоречит всему настрою Писания (Иез. 18:21; Ис. 55:7). Человек после изменения жизни может снова вернуться на греховный путь и долго жить так, но позже покаяться. Один из ярких примеров этому — царь Манассия, который в конце жизни покаялся и был принят Богом. Поэтому, пока в таком человеке остается малейший свет, или убежденность в истине, которая может возродиться и могущественно действовать в душе, на человека нельзя смотреть как на безнадежного отступника, хотя он и может находиться в опасном состоянии.

Павел делает различие между преткновением и падением (Рим. 11:11). Павел никогда не говорил, что иудеи оказались в состоянии полного и безнадежного отпадения. То же слово «преткновение» используется и здесь, однако предлог усиливает его. Оно говорит либо о том, как ужасно они преткнулись, либо о том, что это преткновение привело к огромному падению.

Из вышесказанного становится ясно, чего не означает слово «отпасть».

1. Оно не означает впадение в какой-то определенный грех, каким бы он ни был.

2. Оно не обозначает впадение в какое-то искушение, потому, что в Писании есть множество примеров людей, впадших в различные искушения, которые затем покаялись. Такое впадение в искушение происходит необдуманно и вопреки намерению человека.

3. Оно не означает отпадения, включающего в себя отречение от жизненно важных христианских доктрин. Коринфяне отвергали воскресение мертвых, а галаты отвергали оправдание только верой во Христа.

Таким образом, это отпадение должно быть полным отречением от всех основных принципов христианства. Таким был грех тех, кто отрекся Евангелия, чтобы вернуться к иудаизму. Именно о таком отпадении говорится в этом отрывке Писания.

Чтобы это отпадение было полным и окончательным, оно должно быть открыто высказано. Тогда становится ясно, что человек полностью оставил христианство ради иудаизма, другой религии или язычества. Некоторые в сердце и разуме полностью отвергают Евангелие, однако, из-за боязни потерять какие-либо мирские привилегии притворяются верующими христианами. Т.о., они пытаются скрыть свое отступничество от людей. Однако Бог поругаем не бывает, и такая неискренность только усугубляет тяжесть греха и навлекает на них большее осуждение.

Мы можем определить это отпадение как добровольное, обдуманное отречение от веры и повиновения Евангелию. Это невозможно сделать, не проявив высшую степень презрения и неуважения к личности Самого Христа.